Игры на ловкость для детей. Комплекс подвижных игр на развития ловкости у детей среднего дошкольного возраста. Игры для развития ловкости

Подписаться
Вступай в сообщество «gamemodx.ru»!
ВКонтакте:

Вы думаете тренировать ловкость можно только на улице в спортивных играх? Ошибаетесь! Новая категория флешек «игры на ловкость» позволит проверить сноровку и удачливость не выходя из-за компьютера! Внимание и скорость – вот важные составляющие успеха. Чуть-чуть игрок зазевается, и вот уже его палец откушен чудовищем, хитрый мяч застрял на линии, а флаппи-шарик разрушился из-за неверного хода. Лабиринты и переключатели, забавные персонажи и привычный спортивный инвентарь, хитрые задания и простейшие действия – особенности игр на ловкость можно перечислять очень долго.

Кто-то наверняка думает, что пройти уровни в таких flash-играх очень легко. Столь опрометчивое мнение становится настоящим вызовом для создателей проектов, и они еще больше усложняют свои идеи, делая участие в играх по-настоящему увлекательным делом. Ловкость пальцев, виртуозное владение мышью, сосредоточенность и упорство – вот качества и умения, без которых игры на ловкость просто не пройти. Зато сразу вырисовывается польза «ловких» игр: скорость работы, умение нетривиально решать поставленные задачи, быстрая реакция в непредвиденных ситуациях. Такие навыки можно приобрести только долго и упорно занимаясь спортом. Или же тренируя ловкость между уроками, программированием и работой!

Мой сын Степка шустрый пацан, но вот с ловкостью у него не очень. Раз не очень, надо развивать. К тому же навыки ловкости и координации движений закладываются как раз в возрасте 7-12 лет. Так что моя очередная подборка игр для детей как раз о том, как развить у детей ловкость.


Охотники

Эта игра не только для детей, но и для всей семьи. Это одна из наших любимых общесемейных игр. Мы любим в нее играть, когда приходят наши друзья. С одинаковым удовольствием играю и взрослые, и дети.

Итак, до начала игры нужно заготовить карточки с именами участников. Карточки складывают в стопку, перетасовывают и раздают по одной каждому игроку. Причем карточки надо раздавать аккуратно, никто (кроме самого игрока) не должен видеть, что на карточке написано.

Затем включаем веселую музыку и танцуем-танцуем-танцуем… Игрок (охотник) следит за тем игроком (добычей), чье имя написано на карточке. То есть по сути все являются и охотниками и добычей.

Музыка заканчивается и в этот самый момент охотники должны быстро схватить свою добычу. Но каждый игрок-добыча в свою очередь, должен схватить другого игрока, для которого он является охотником.

После этого карточки можно снова собрать, перетасовать и игру начать заново.

Ловкая нога

Для этой игры понадобится кое-какой инвентарь, а именно - 2 стула, 4 блюдца и 10 грецких орехов.

Два участника игры разуваются и садятся на стулья. Ведущий перед каждым ставит по блюдцу, а рядом кладет по 5 грецких орехов. По его команде игроки должны пальцами правой ноги переложить все орехи с пола на блюдце. А потом пальцами левой ноги переложить орехи из блюдца на пол.

Кто сделает это первым – тот победил.

Полоса препятствий

Одним из главных признаков ловкости является возможность быстро и правильно запоминать и повторять новые комбинации движений.

Эту игру можно проводить как для команды, так и для двух игроков. Два участника встают у одной черты и по сигналу ведущего начинают выполнять упражнение. Упражнение ведущий рассказывает заранее и не подсказывает игрокам. Тот, кто собьется, выбывает.

Вы можете придумать свое упражнение «полоса препятствий». Для примера я приведу свое:

Пропрыгать на правой ноги до стула
Проползти под стулом
Повернуться вокруг своей оси
На левой ноге пропрыгать обратно до ограничительной черты

Если игра проводится в команде, каждому последующему участнику можно добавлять по еще одному заданию. Например, присесть перед тем, как пересечь ограничительную черту. Но тогда самому последнему игроку достается самое сложное задание.

Мячики

Эту игру удобнее проводить на улице. На асфальте нужно нарисовать круг (диаметром примерно 1 метр). В центр круга встает игрок с мячом в руках. Позади него кладут 8 теннисных мячиков. Игрок подбрасывает мяч, который находится у него в руках и, пока он летит, старается подобрать как можно больше мячиков, что лежали позади него. Главное не выходить за пределы круга.

Побеждает тот участник, которому удалось подобрать как можно больше мячей.

Третий лишний

Игра для детей "Третий лишний" - одна из моих самых любимых игр. Помню, что я сам в детстве очень любил эту игру. Она, кстати, отлично развивает реакцию и ловкость.

Все дети делятся на пары и прогуливаются по кругу. За пределами круга стоят два ведущих – один убегающий, другой догоняющий. Убегающий, спасаясь от преследования, берет за руку одного человека из любой пары. Тот, кто остался теперь без пары – лишний. Теперь он убегает от догоняющего.

Когда догоняющий дотронется до убегающего, они меняются ролями.

«Слепая» дорога

Оказывается, что у специалистов есть свой критерий, по которому они оценивают ловкость – это способность сохранять равновесие.

Так что развить ловкость может ходьба по гимнастическому бревну или простой скамейке. Но ходить туда-сюда скучно. Можно придумать эстафету.

У нас во дворе длинных скамеек нет, зато по периметру тянутся бордюры. Игроки по очереди должны как можно быстрее пройти по бордюру, при этом чеканить рукой мяч. Если мяч ускакал далеко и игроку приходиться сходить с бордюра, чтобы достать мяч, игрок выбывает из эстафеты.

Прыг-скок

Для игры понадобится ровная свободная площадка. С одной стороны встает ведущий и отталкивает мяч (он должен катиться по прямой). Задача игрока, пока мяч катится до другого конца площадки, перепрыгнуть мяч как можно больше раз. То есть получается, что игрок прыгает змейкой: справа-налево, слева-направо.

Если ребятам легко справиться с этой задачей, пусть они скачут на одной ноге.

Лесная поляна

Все играющие делятся на три команды (желательно, чтобы в каждой было хотя бы по 5 человек) и выстраиваются в три шеренги. Одна команда – тропинка, вторая – кочка, третья – гора.

По команде ведущего «тропинки» присаживаются на корточки, «кочки» садятся в круг и поднимают руки вверх, а «горы» стоят на правой ноге и ставят руки на пояс. В этой игре для детей выигрывает та команда, которая быстрее других встанет в нужную позу.

Салка, дай руку!

Как это ни странно, но обычные салки – это еще один из способов развить у ребенка ловкость. Но для лучшего эффекта можно игру чуть-чуть усложнить.

Итак, убегающий, спасаясь от салки, зовет на помощь других игроков и кричит: «Дай руку!». Если кто-то возьмется с ним за руку, то водящий уже не может их осалить и ему приходиться искать другую «жертву». Как только догоняющий осалит убегающего, они меняются местами и игра продолжается.

Актуальность.

Физическая культура играет важную роль в укреплении организма и формировании здоровья дошкольников. Физическое воспитание направлено на формирование двигательных навыков и психофизических качеств, как быстрота и точность движений, их своевременность и согласованность. Все названные категории в теории и методике физического воспитания связывают с понятием «ловкость».

Анализируя наблюдения за самостоятельной двигательной активностью дошкольников и диагностические исследования уровня физической подготовленности воспитанников к обучению в школе, сделала вывод, что дети правильно усваивают на занятиях технику выполнения движений, но в свободной деятельности допускают ошибки, не совершенствуют освоенные движения и ловкость в подвижных играх, не умеют рационально использовать имеющийся двигательный опыт. Следовательно результаты двигательного опыта, накопленного в специально организованной обстановке не переносятся в свободную двигательную активность. Таким образом, выявлена проблема в необходимости воспитания ловкости у старших дошкольников.

Для этого разработала программу педагогического поиска «Подвижные игры как средство развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста», так как игра ведущий вид деятельности. Поэтому целесообразно развивать ловкость через подвижные игры, что является основным средством физического воспитания детей. Где играя, дети удовлетворяют свою потребность в движении. Играть для них - это прежде всего двигаться, действовать. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развивается быстрота реакции, умение действовать по сигналу, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Именно в игре у дошкольников развивается ловкость, которая свидетельствует о завершении этапа овладения ребенком движениями и позволяет рационально использовать их в свободной деятельности.

Объектом исследования является процесс развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста.

Предметом стало влияние подвижных игр на развитие ловкости детей старшего дошкольного возраста.

Исходя из выше сказанного, можно выделить цель:

Разработать алгоритм включения подвижных игр в образовательный процесс, показать его роль в развитии ловкости дошкольников.

Гипотеза: развитие ловкости будет эффективно, если разработать алгоритм включения подвижных игр в образовательный процесс, который можно использовать как на специально организованных занятиях, так и в свободной деятельности. Предполагаю, что подвижная игра, где у ребенка есть возможность проявлять двигательный опыт, быстроту реакции на сигнал, демонстрировать сложнокоординированную деятельность, согласовывать свои движения с движениями сверстников позволит совершенствовать ловкость, сформировать физические способности, необходимые каждому воспитаннику при поступлении в школу.

Задачи:

    Разработать программу «Подвижные игры как средство развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста»

    Разработать алгоритм включения подвижных игр в образовательный процесс.

    Определить критерии и инструментарий уровня сформированности ловкости воспитанников.

    Формировать у воспитанников способность целесообразно применять двигательный опыт в разнообразных ситуациях.

    Разработать план взаимодействия с воспитателями по использованию нетрадиционного спортивного оборудования в свободной и индивидуальной деятельности с детьми по развитию ловкости.

    Обеспечивать участие родителей в демонстрации опыта семейного физического воспитания.

Ожидаемый результат:

Ребенок, умеющий рационально использовать имеющийся двигательный опыт в жизнедеятельности.

Воспитатель, умеющий использовать нетрадиционное спортивное оборудование по развитию ловкости в свободной и индивидуальной деятельности, умеющий сотрудничать с инструктором по физической культуре.

30% родителей активно демонстрирующие опыт семейного воспитания по ЗОЖ.

Новизна программы:

    В программе представлен алгоритм включения подвижных игр в образовательный процесс.

    В программе представлена картотека подвижных игр на развитие ловкости.

    В программе представлен план взаимодействия с воспитателями по организации индивидуальной работы с воспитанниками по использованию нетрадиционного оборудования по развитию ловкости в свободной и индивидуальной деятельности.

Концепция программы

Концепция программы и её акцентуализация опирается на основную общеобразовательную программу «Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой и инновационные здоровьесберегающие технологии развивающего обучения, а именно Э. Степаненковой. Л.Д Глазыриной, Л.И. Пензулаевой, Маханевой М.Д., направленные на формирование физических качеств детей дошкольного возраста, развитие ловкости каждого воспитанника.

Деятельность в рамках данной программы рассматривается как физкультурно-оздоровительный процесс, где все его участники осознают цели, задачи, создают и используют специальное и нетрадиционное физкультурное оборудование и атрибуты. Успешность в реализации программы и формировании ловкости старших дошкольников посредствам подвижной игры зависит от соблюдения в практической деятельности следующих

принципов:

Принцип осознанности - направлен на воспитание у ребенка осмысленного отношения к физическим упражнениям и подвижным играм.

Принцип активности – предполагает высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества.

Принцип – система подготовительных и подводящих упражнений позволяет перейти к освоению нового движения и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала.

Принцип повторения

Принцип наглядности – способствует направленному воздействию на функции сенсорных систем, участвующих в движении.

Принцип доступности и индивидуализации - опираясь на индивидуальные особенности воспитанников, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие.

Принцип непрерывности систематичности и последовательности

Принцип постепенного наращивания развивающе – тренирующих воздействий , который выражает поступательный характер системы физических упражнений, гарантирует их развивающий эффект и обуславливает усиление и обновление воздействий упражнений в процессе физического воспитания.

Принцип всестороннего и гармоничного развития личности – содействует развитию психофизических способностей, двигательных умений и навыков.

Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья

Методы и приемы:

По мнению многих исследователей (Л.П. Матвеев, Е.Н Вавилов), главным методом развития ловкости является метод вариативного (переменного) упражнения.

При разучивании новых достаточно сложных двигательных действий применяют стандартно-повторный метод , т.к. овладеть такими движениями можно только после большого количества повторений их в относительно стандартных условиях.

Информационно – рецептивный – позволяет воспитателю образно донести знания до ребенка, а ребенку – осознанно их запомнить и применить в своей деятельности.

Проблемного обучения - перед ребенком ставят проблему, которую он должен самостоятельно решить. Осуществляя поиск решения тех или иных двигательных задач, он сам добывает знания; таким образом, знания сознательнее усваиваются и прочнее запечетлеваются в памяти.

Строго регламентированного упражнения – направлен на обеспечение оптимальных условий для усвоения двигательных умений и навыков, развития психофизических качеств.

Круговой тренировки - заключается в том, что ребенок передвигается по заданному кругу, выполняя определенные упражнения или задания позволяющие разносторонне воздействовать на различные группы мышц.

Наглядный – формирует представление о движении.

Словесный – активизируют сознание ребенка, способствуют более глубокому осмыслению поставленных задач.

Практический – обеспечивает проверку двигательных действий ребенка, правильности их восприятия моторных ощущений.

Игровой – дает возможность совершенствовать двигательные навыки, самостоятельные действия, проявления творчества.

Соревновательный – позволяет совершенствовать движения.

Составной частью, детально дополняющей и конкретизирующей методы являются приёмы, которые необходимо использовать для развития ловкости.

Наиболее эффективными приёмами считаю:

    применение необычных исходных положений;

    изменение скорости или темпа движений;

    введения разных ритмичных сочетаний, различной последовательности элементов;

    смена способов выполнения упражнений: метание сверху, снизу, сбоку;

    прыжки на одной, двух ногах, с поворотом, использование предметов различной формы и массы и т.д;

    выполнение согласованных действий, отработка упражнений в парах;

    выполнение привычных двигательных действий в непривычных сочетаниях:

    «зеркально» выполнение упражнений (смена и маховой ноги в прыжках в высоту и длину с разбега; броски в ведение мяча «не ведущей» рукой и т.д.;

    усложнение привычного действия;

    комбинирование двигательных действий.

    введения внешних условий, строго регламентирующих направлений и пределы варьирования:

    использование сигнальных раздражителей, требующих срочной перемены действий;

    усложнение движений с помощью заданий;

    совершенствование техники двигательных действий после дозированной физической нагрузки;

    выполнение упражнений в условиях ограничивающих или исключающих зрительный контроль (ведение, передачи и броски мяча в кольцо и т.д.;

    игровое варьирование, связанное с использованием игрового и соревновательного методов;

    варьирование, связанное с использованием необычных условий естественной среды (бег, бег по пересеченной местности, прыжковые упражнения и др.

Нормативно – правовое обеспечение

    Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г № 3266 – 1 (изменениями от 24.12.1993г., 13.01. 1996г., 16. 11.1997г., 20.07, 07.08., 27.12.2000г., 30.12.2001г., 13. 022002г.,18, 24.10. 1. 12. 2007г. 24.04., 23.07, 27.10, 25.12. 2008г).

    Устав МДОУ «Детский сад №2» №794 от 06.11.2006 года.

    Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. Утверждено постановлением Правительства РФ от 12.09. 2008г. №666

    Федеральный закон « О физической культуре и спорте в РФ» от 13.01. 1999г.

    Инструктивно – методическое письмо «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» №65/23 – 16 от 14 марта 2000года.

    Государственный стандарт РФ «Услуги физкультурно - оздоровительные и спортивные требования безопасности потребителей»

    Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ одобрен Советом Федерации 09.07.98г.

    Конвенция о правах ребенка принята 44 сессией Генеральной Ассамблеи ООН 05.12.98г.

    Приказ Министерства образования России от 15.01.2004г. №111 «Об утверждении федеральных перечней учебников, учебно – методических и методических изданий».

    Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН. 2.4.1.1249 – 03. Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию, организации режима деятельности, учебные планы реализующих программ. Требование к организации физического воспитания (Сан. ПиН 2.4.1.2.2660 – 10 от 01.10.2010г).

    Федеральный закон №52 – ФЗ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03. 1999 (ст. 15,17,19,20,21,22,27)

    Методические указания «Учёт заболеваемости и анализ состояния здоровья детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях»№11-37/6-29 от 06.12.86.г.

    Комплексная общеобразовательная программа «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой.

Методическое обеспечение программы

    Э. Степаненкова Методика физического воспитания - авторская программа воспитания и обучения в детском саду и методические рекомендации по физическому воспитанию и развитию в детском саду «Воспитание дошкольника 2005 г.» Представляют систему теоретических положений, практических методов и приемов.

    С.Б. Шарманов, А.И. Федоров, Е.А. Черепов Круговая тренировка в физическом воспитании детей старшего возраста – учебно-методическое пособие «Советский спорт – 2004г.»

    Рассматриваются особенности применения круговой тренировки в процессе физического воспитания дошкольников. Представлены сюжетные комплексы круговой тренировки различной направленности.

    Л.И. Пензулаева Физкультурные занятия с детьми – методические рекомендации по проведению физкультурных занятий, методика обучения основным видам движений, конспекты занятий для всех возрастных групп.

    Л.В. Яковлева Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет – авторская программа и методические рекомендации. «Владос 2003г.» Серия книг содержат методику работы по физическому воспитанию детей и конспекты занятий для всех возрастных групп.

    Е.Н. Вавилова Учите бегать, прыгать, лазать метать – методическое пособие «Просвещение 1983г» большое внимание уделено методике обучения детей основным видам движений; также уделено внимание развлечениям соревновательного характера.

    Т.И. Осокина Игры и развлечения детей на воздухе - методические рекомендации по организации и проведению игр «Просвещение 1983Г».

    М.И. Рунова Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми 5-7 лет - методическое пособие 2005г. - система занятий по физической культуре разного типа.

    Л.Д. Глазырина Физическая культура дошкольникам – система занятий ориентирована на потенциальную социально – психологическую, интеллектуальную и физическую подготовку ребенка.

Пути реализации программы

Наименование

Содержание

Срок

Подготовительный

Анализ диагностических исследований, изучение здоровьесберегающих

технологий и методик.

апрель

Проектный

Постановка целей и задач, разработка инновационной программы, подбор критериев оценки и диагностического инструментария развития ловкости, защита программы на экспертном совете

май

Внедренческий

Включение в образовательный процесс инновационной программы, отслеживание результатов, взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

сентябрь- апрель

Заключительный, аналитический

Анализ реализуемой инновационной программы, выявление проблем и поиск путей их решения, мониторинг уровня сформированности развития ловкости, корректировка программы.

май

Алгоритм включения подвижных игр в образовательный процесс.

    Определение уровня сформированности ловкости через тестовую диагностику.

    Подбор и включение в тематическое планирование игр по развитию ловкости.

    Изготовление атрибутов и нетрадиционного оборудования для организации индивидуальной работы по развитию ловкости.

    Разработка и внедрение в образовательный процесс индивидуального плана взаимодействия с детьми и воспитателями подготовки детей к организации новой подвижной игры.

    Включение игры в организованную деятельность.

    Наблюдение за качеством выполнения движений в игре.

    Организация подвижных игр в свободной и совместной деятельности.

    Индивидуальная работа.

    Организация «Дня игры»

    Включение следующей игры.

Критерии и инструментарий уровня сформированности ловкости

Критерии

Тест

Осознанность выполнения движения

Беседа, контроль за правильностью и качеством выполнения движений

Координация

«Бег зигзагом», «Фламинго»

Быстрота реакции

«Челночный бег, «Отбивание мяча от пола»

Умение переносить двигательные умения в самостоятельную и игровую деятельность

Умение точно выполнять двигательные

действия в изменяющихся условиях

Наблюдение за детьми в организованной и свободной игровой деятельности

Ориентировочные показатели развития ловкости

Возрастно – половые показатели развития ловкости детей 5-7 лет

Виды движений (тесты)

девочки

мальчики

выс

сред

низ

выс

сред

низ

Бег 10 м между предметами (с)

6.0-5.0

6.1-6.8

7 и выше

5.0- 5.5

5.6-6.0

6.1и выше

Отбивание мяча от пола (к-во)

50-70

30-50

До 30

50-70

30-50

До 30

«Фламинго» упр на координацию(с)

33.2

и выше

26.7-33.2

26,8

и ниже

34.3

и выше

28.0-34.3

28.0

и ниже

Челночный бег (с)

10.2

10.3-11.6

11.7

и выше

10.0

10.1 – 11.4

11.5 и выше

Модель взаимодействия участников программы


Воспитанники


Педагоги

Родители




План взаимодействия с воспитателями организации индивидуальной работы с воспитанниками по использованию нетрадиционного оборудования по развитию ловкости в свободной и индивидуальной деятельности.

Период проведения

Педагоги

Воспитанники

Сентябрь

Первичная диагностика. Провести беседу «Почему мы двигаемся» - Направленную на выявление представлений о необходимости в движении и возможностях своего организма Организовать игры на развитие ловкости «Разойдись - разбегись- постройся»

«Змейка»

«Замри - отомри»

Октябрь

Консультация по теме:

« Организация подвижной игры по развитию ловкости. Методика обучения движениям»

Р екомендации по изготовлению атрибутов к подвижным играм. Собеседование по реализации индивидуальных планов взаимодействия, организации игр в свободной и совместной деятельности.

Проработать с детьми построение парами, тройками. Выполнить комплекс статистических

упражнений.

Организовать игры «Два и три»

«Сделай фигуру»

«Ловишка - перебежка»

С изменением скорости и темпа.

Ноябрь

Пополнение картотеки подвижных игр на развитие ловкости.

Консультация « Подвижные игры направленные на развитие ловкости на прогулке. Методические указания»

Анализ использования разученных игр на прогулке, качество выполнения движений

Организовать игры «Слушай сигнал»

«Чья команда быстрее соберется» «Филин и пташки» направленные на развитие ловкости, умения реагировать на сигнал, координации движений, быстроты реакции с изменением условий. Повторить ранее изученные игры. (в р аз ном т е мп е и ри т м е, и з ра з ­ ных ис х о д ных по л ожений ) используя ус л ожнения з накомых игр о вы х правил, придумывание новых правил.

Декабрь

Консультация «Методы и приемы развития ловкости» Обсуждение реализации индивидуальных заданий для детей, организованных под руководством воспитателя в группе или во время прогулки.

Промежуточная диагностика. Организовать игры: «Ловля обезьян», «Хитрая лиса» -побуждать детей имитировать движения животных. провести в а риан т ы з н а ко ­ мых игр: с и з м ен ени ем сигн а л а, р а спол оже ни я и г р а ющи х, чис­л а в о д ящи х, увел ич е ни ем и л и ум е ньш е ни ем р аз м е ро в площ ад ­ки и д р

Январь

Привлечение родителей к изготовлению стенгазет «Мы любим играть» - об опыте семейного воспитания по использованию подвижных игр во время семейных досугов.

Отработать элементы самостраховки, научить правильным, элементам игры

Организовать игры:«Снежинки и ветер», «Два мороза», «Льдинки ветер и мороз», «С льдинки на льдинку», «Снежная королева»

Дать возможность самостоятельно провести любую из ранее изученных игр, с возможностью изменить правила.

февраль

Индивидуальная работа с педагогами по развитию у детей ловкости.

«Двигательное качество - ловкость»

Повторить игры: «Снежинки и ветер», «Сделай фигуру»

Организовать игры:

«Мы веселые ребята»
«Береги ленту»

со сменой способов выполнения упражнений.

Контрольно – учетное занятие

Март

Совместная подготовка и проведение дня игры.

Повторить: «Ловишки»

Проработать с детьми построение парами, тройками.

Организовать : «Два, три, четыре»

с обручами «Охотники и зайцы»

«Капкан». С изменением скорости и темпа.

Апрель

Консультация

«Физкультурное оборудование для уголков здоровья»

Обсуждение реализации индивидуальных заданий для детей, организованных под руководством воспитателя в группе или во время прогулки

Повторить игры: «Мы веселые ребята», «Хитрая лиса»,«Медведи и пчелы»,«Бездомный заяц», «Два, три, четыре» с обручами пр ед л ожить и ллю ст р а ции д л я оц е н к и тех ники в ып о лн е ния дв и же ни й и к а рты-с хе мы дл я в ыпо л н е ни я общ е ра зв и в ающих у пра ж н е ний .

Май

Подготовка и проведение

«Дня игры»

Июнь

Пополнить картотеку подвижных игр на развитие ловкости в летний период

Повторить игры «Медведи и пчелы» с усложнением движений с помощью заданий

«Ловишки» с использованием необычных условий выполнений движений

«Береги ленту»

Эстафеты «Кузнечики»

«Бег со скакалкой»

Июль

Организация на прогулке разученных игр, анализ качества выполнения движений.

Повторить игры (добавляя усложнения быстрая смена различных положений)«Медведи и пчелы»

«Ловишки»

«Береги ленту»

Август

Пополнение уголков здоровья атрибутами для подвижных игр

Повторение ранее изученных

Игр, отрабатывание четкости движений, качество выполнения движений, с и з м ен ени ем сигн а л а, р а спол оже ни я и г р а ющи х, чис­л а в о д ящи х, увел ич е ни ем и л и ум е ньш е ни ем р аз м е ро в площ ад ­ки и д р

Тесты на определение ловкости

Ловкость - это способность быстро овладевать новыми движе­ниями (способность быстро обучаться), быстро и точно перестраи­вать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меня­ющейся обстановки. Ловкость развивается при условии пластично­сти нервных процессов, способности к ощущению и восприятию собственных движений и окружающей обстановки.

Тест 1

ЦЕЛЬ: Оценить ловкость в полосе препятствий.

В это задание входят:

    бег по гимнастической скамейке (длина 5 м);

    прокатывание мяча между предметами (6 шт.), разложенными
    на расстоянии 50 см друг от друга (кегли, набивные мячи, кубы и
    т.п.);

    подлезание под дугу (высота 40 см).

Каждому ребенку дается по три попытки. Засчитывается лучший результат.

Тест2

ЦЕЛЬ: Определить способность быстро и точно перестраивать свои дей­ствия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обста­новки в челночном беге на 10 м.

Ребенок встает у контрольной линии, по сигналу «Марш!» (в этот момент воспитатель включает секундомер) трехкратно преодо­левает 3х 10 метровую дистанцию. Фиксируется общее время бега.

Тест 3

ЦЕЛЬ : Оценить ловкость, скорость реакции, устойчивость позы при отбивании мяча от пола.

Ребенок стоит в и.п. (ноги на ширине плеч) и одной рукой отбивает мяч от пола максимальное количество раз (руки можно чередовать). При выполнении задания не разрешается сходить с места. Из двух попыток засчитывается лучший результат.

Тест 4

ЦЕЛЬ: Координационные способности (ловкость). Удержание равновесия на одной ноге, другая стопой к колену опорной, ее колено отведено в сторону на 30 градусов, руки на пояс (сек)

Пе рспективное планирование подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста направленных на развитие ловкости

месяц

игры

цель

сентябрь

«Разойдись - разбегись- постройся» ходьба и бег со сменой направляющего, построение в пары, мальчик девочка

«Змейка» изменяя ведущего, с изменением темпа.

«Замри - отомри» Стойка в полуприседе, на одной ноге, замри в парах и т.п

Развитие у воспитанников быстроту реакции, координацию движений, ловкости.

Развивать творчество, умение быстро реагировать на изменяющиеся условия.

октябрь

«Разойдись - разбегись- постройся» выполняются усложнения по желанию детей

«Два и три» построение мальчик – девочка, по росту, сначала мальчики затем девочки. Движение на одной ноге, полным приседом, с высоким подниманием колена.

«Сделай фигуру» сделать фигуру в паре, тройками

«Ловишка - перебежка» смена ловишки в процессе игры, догонять прыгая на двух ногах

Упражнять воспитанников в проявлении ловкости, координации движений, быстроты реакции, умении ориентироваться в пространстве.

ноябрь

«Два – три»

«Слушай сигнал»

«Чья команда быстрее соберется» изменение места сбора «Филин

и пташки» с увел ич е ни ем и л и ум е ньш е ни ем р аз м е ро в площ ад ­ки

Контрольно – учетное занятие

Совершенствовать умения воспитанников реагировать на сигнал, координацию движений, быстроту реакции.

декабрь

«Разойдись - разбегись- постройся» «Сделай фигур» «Два и три»-выполняется усложнения по предложению детей

«Ловля обезьян» зеркальное выполнение придуманных имитационных движений

«Хитрая лиса» назначение нескольких водящих

Развивать находчивость, ловкость при выполнении подражательных движений

январь

«Снежинки и ветер» принимать разные исходные положения

«Два мороза» увел ич е ни ем и л и ум е ньш е ни ем р аз м е ро в площ ад ­ки

«Льдинки ветер и мороз»

«С льдинки на льдинку» изменение расстояния льдинок

«Снежная королева» с изменением темпа, бег заменить прыжками

Совершенствовать умение проявлять ловкость, координацию движений,

быстроту реакции. Упражнять в умении ориентироваться в пространстве используя различные виды движений.

февраль

«Снежинки и ветер» усложнение по выбору детей

«Мы веселые ребята» изменение двигаться приставным шагом, ловишки на одной ноге
«Береги ленту»

«Сделай фигуру» с и з м ен ени ем сигн а л а, р а спол оже ни я и г р а ющи х

Контрольно – учетное занятие

Закреплять умения воспитанников реагировать на сигнал, совершенствовать координацию движений.

март

«Ловишки» передвижение только подскоками

«Два, три, четыре» с обручами менять расположение обручей

«Капкан» с изменением сигнала

Закреплять умение действовать по сигналу, координировать движения, увертываясь от ловишки.

апрель

«Мы веселые ребята»

«Хитрая лиса» быстрая смена различных положений

«Бездомный заяц» меняя положение и количество домиков, бег с выполнением заданий

Развивать находчивость, ловкости, умение проявлять творчество в выполнении подражательных движений.

Май

Контрольно – учетное занятие

Выявить уровень сформированности ловкости, провести анализ используемых методов и приемов в организации оздоровительных мероприятий.

июнь

«Мы веселые ребята»

Эстафета «бег с барьером»,

Совершенствование ловкости, координации движений, быстроты реакции, умение ориентироваться в пространстве.

Придумывание детьми вариантов игр.

с и з м ен ени ем сигн а л а, р а спол оже ни я и г р а ющи х, чис­л а в о д ящи х, увел ич е ни ем и л и ум е ньш е ни ем р аз м е ро в площ ад ­ки.

Во всех ва ри а нт ах игр д е ти с нач ала опр еде ляют сп о соб д ей ст вия в за ви с и ­ мо с ти о т пос та вленных т ребова ­ ний , зат ем проверяют пр а виль ­ ность с в оего выбор а н е поср ед­ с т в е н но в игре .

«Медведи и пчелы»

«Ловишки»

«Береги ленту» Дать возможность самостоятельно провести любую из ранее изученных игр, с возможностью изменить правила

Игры по желанию

детей

Мой сын Степка шустрый пацан, но вот с ловкостью у него не очень. Раз не очень, надо развивать. К тому же навыки ловкости и координации движений закладываются как раз в возрасте 7-12 лет. Так что моя очередная подборка игр для детей как раз о том, как развить у детей ловкость.


Охотники

Эта игра не только для детей, но и для всей семьи. Это одна из наших любимых общесемейных игр. Мы любим в нее играть, когда приходят наши друзья. С одинаковым удовольствием играю и взрослые, и дети.

Итак, до начала игры нужно заготовить карточки с именами участников. Карточки складывают в стопку, перетасовывают и раздают по одной каждому игроку. Причем карточки надо раздавать аккуратно, никто (кроме самого игрока) не должен видеть, что на карточке написано.

Затем включаем веселую музыку и танцуем-танцуем-танцуем… Игрок (охотник) следит за тем игроком (добычей), чье имя написано на карточке. То есть по сути все являются и охотниками и добычей.

Музыка заканчивается и в этот самый момент охотники должны быстро схватить свою добычу. Но каждый игрок-добыча в свою очередь, должен схватить другого игрока, для которого он является охотником.

После этого карточки можно снова собрать, перетасовать и игру начать заново.

Ловкая нога

Для этой игры понадобится кое-какой инвентарь, а именно - 2 стула, 4 блюдца и 10 грецких орехов.

Два участника игры разуваются и садятся на стулья. Ведущий перед каждым ставит по блюдцу, а рядом кладет по 5 грецких орехов. По его команде игроки должны пальцами правой ноги переложить все орехи с пола на блюдце. А потом пальцами левой ноги переложить орехи из блюдца на пол.

Кто сделает это первым – тот победил.

Полоса препятствий

Одним из главных признаков ловкости является возможность быстро и правильно запоминать и повторять новые комбинации движений.

Эту игру можно проводить как для команды, так и для двух игроков. Два участника встают у одной черты и по сигналу ведущего начинают выполнять упражнение. Упражнение ведущий рассказывает заранее и не подсказывает игрокам. Тот, кто собьется, выбывает.

Вы можете придумать свое упражнение «полоса препятствий». Для примера я приведу свое:

Пропрыгать на правой ноги до стула
Проползти под стулом
Повернуться вокруг своей оси
На левой ноге пропрыгать обратно до ограничительной черты

Если игра проводится в команде, каждому последующему участнику можно добавлять по еще одному заданию. Например, присесть перед тем, как пересечь ограничительную черту. Но тогда самому последнему игроку достается самое сложное задание.

Мячики

Эту игру удобнее проводить на улице. На асфальте нужно нарисовать круг (диаметром примерно 1 метр). В центр круга встает игрок с мячом в руках. Позади него кладут 8 теннисных мячиков. Игрок подбрасывает мяч, который находится у него в руках и, пока он летит, старается подобрать как можно больше мячиков, что лежали позади него. Главное не выходить за пределы круга.

Побеждает тот участник, которому удалось подобрать как можно больше мячей.

Третий лишний

Игра для детей "Третий лишний" - одна из моих самых любимых игр. Помню, что я сам в детстве очень любил эту игру. Она, кстати, отлично развивает реакцию и ловкость.

Все дети делятся на пары и прогуливаются по кругу. За пределами круга стоят два ведущих – один убегающий, другой догоняющий. Убегающий, спасаясь от преследования, берет за руку одного человека из любой пары. Тот, кто остался теперь без пары – лишний. Теперь он убегает от догоняющего.

Когда догоняющий дотронется до убегающего, они меняются ролями.

«Слепая» дорога

Оказывается, что у специалистов есть свой критерий, по которому они оценивают ловкость – это способность сохранять равновесие.

Так что развить ловкость может ходьба по гимнастическому бревну или простой скамейке. Но ходить туда-сюда скучно. Можно придумать эстафету.

У нас во дворе длинных скамеек нет, зато по периметру тянутся бордюры. Игроки по очереди должны как можно быстрее пройти по бордюру, при этом чеканить рукой мяч. Если мяч ускакал далеко и игроку приходиться сходить с бордюра, чтобы достать мяч, игрок выбывает из эстафеты.

Прыг-скок

Для игры понадобится ровная свободная площадка. С одной стороны встает ведущий и отталкивает мяч (он должен катиться по прямой). Задача игрока, пока мяч катится до другого конца площадки, перепрыгнуть мяч как можно больше раз. То есть получается, что игрок прыгает змейкой: справа-налево, слева-направо.

Если ребятам легко справиться с этой задачей, пусть они скачут на одной ноге.

Лесная поляна

Все играющие делятся на три команды (желательно, чтобы в каждой было хотя бы по 5 человек) и выстраиваются в три шеренги. Одна команда – тропинка, вторая – кочка, третья – гора.

По команде ведущего «тропинки» присаживаются на корточки, «кочки» садятся в круг и поднимают руки вверх, а «горы» стоят на правой ноге и ставят руки на пояс. В этой игре для детей выигрывает та команда, которая быстрее других встанет в нужную позу.

Салка, дай руку!

Как это ни странно, но обычные салки – это еще один из способов развить у ребенка ловкость. Но для лучшего эффекта можно игру чуть-чуть усложнить.

Итак, убегающий, спасаясь от салки, зовет на помощь других игроков и кричит: «Дай руку!». Если кто-то возьмется с ним за руку, то водящий уже не может их осалить и ему приходиться искать другую «жертву». Как только догоняющий осалит убегающего, они меняются местами и игра продолжается.

Подвижные игры для младших школьников.

Подборка подвижных игр для программы по внеурочной деятельности "Подвижные игры". Материал может быть полезен учителям начальных классов, воспитателям ГПД.
1. ИГРЫ НА ВНИМАНИЕ
По алфавиту
Чтобы имена лучше запомнились, чтобы потренировать внимание и умение быстро переключаться с одного задания на другое, можно провести в компании до 15 человек и такую игру.
Ведущий предлагает ребятам за определенное ко¬личество времени (за 10, 15 или 20 секунд) поменяться местами так:
- чтобы все имена расположились по алфавиту;
- чтобы все встали по цвету волос (слева - брю¬неты, справа - блондины);
- чтобы все встали по росту (слева - маленькие, справа - большие).
Примечание. Эти упражнения могут быть еще веселее, если есть широкие скамьи, диваны, или очень устойчивые крепкие стулья. Тогда ребята должны выполнить задания, стоя на скамьях, и переходить, не ступая на пол.
Возраст: от шести лет
Игра развивает: внимательность, координация
Количество игроков: 5 и более

Три, Тринадцать, Тридцать
Три, Тринадцать, Тридцать - игра, которая хорошо развивает внимание и быструю реакцию детей. Может использоваться в школе на физкульт-минутках учеников младших классов.
Участники игры заранее оговаривают: какое из чисел - какое действие обозначает. Игроки строятся в Шеренгу на расстоянии вытянутых в стороны рук.
Если водящий (учитель) говорит «три» - все игроки должны поднять руки вверх, при слове «тринадцать» - руки на пояс, при слове «тридцать» - руки вперед и т. д. (Можно придумать самые разные движения). Игроки должны быстро выполнить соответствующие движения.
Возраст: от шести лет
Игра развивает: внимательность, реакция

Цветные флажки
Цель игры: развитие двигательных и коммуникативных способностей, внимания.
Атрибуты: 5 флажков разного цвета.
Ход игры: на игровой площадке рисуются 5 кружков диаметром 2 м на расстоянии 1 м друг от друга. Игроки делятся на 5 команд. Каждая команда встает в свой кружок. В центре каждого кружка стоит игрок с цветным флажком в руках.
По сигналу ведущего игроки разбегаются по площадке. По второму сигналу они останавливаются и закрывают глаза. В это время игроки с флажками меняются местами; По третьему сигналу игроки открывают глаза и быстро ищут свой флажок. Побеждают те игроки, которые раньше других вернулись к флажку своего цвета.
Особые замечания: если игрок открыл глаза, его команда считается проигравшей.

Кривое зеркало

Атрибуты: 6 скакалок.
Ход игры: игра начинается с того, что ведущий показывает разные прыжки со скакалкой: прыжки со скрещенными ногами, прыжки с высоко поднятыми коленями, двойные прыжки и т. д. Затем игроки встают попарно, друг напротив друга, и пытаются повторить все показанные движения ведущего. Игрок, который ошибся, выходит из игры, и его заменяет следующий.
Особые замечания: новым водящим становится игрок, не совершивший ни одной ошибки.

«Шерлок Холмс»
Выбирается ведущий («Шерлок Холмс») и 3-5 «преступников». Чем меньше возраст детей, тем меньше «преступников». «Преступники» встают перед «Шерлоком Холмсом». «Шерлок Холмс» внимательно в течение нескольких секунд (20-30) внимательно разглядывает «преступников» и выходит из помещения. «Преступники» делают пять изменений в своей одежде и позе. Возвратившийся «Шерлок Холмс» должен найти у каждого его пять изменений. Тот игрок, у которого «сыщик» нашел все пять изменений, должен выполнить какое-либо желание «Шерлока Холмса». Тот, у которого не определено хотя бы одно изменение, сам становится «Шерлоком Холмсом».

«Путаница»
Выбирают водящего. Все остальные игроки становятся в комнате, взявшись за руки. Водящий выходит из комнаты, а остальные игроки начинают передвигаться относительно друг друга, но не отрывая рук (запутываться). Затем приглашают в комнату водящего. Он должен определить, в каком порядке стояли игроки изначально. Повторяют игру несколько раз, меняя водящего.

«Космонавты»
На площадке в разных частях чертим контуры ракеты. Их должно быть на несколько штук меньше играющих. Все дети берутся за руки. Они идут по кругу со словами: «Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам. На какую захотим, на такую полетим! Но в игре один секрет: опоздавшим места нет!» Как только сказано последнее слово, дети разбегаются, стараясь занять свободное место в «ракете». Опоздавшие собираются в центре круга. Отмечаем тех детей, которые ни разу не опоздали на «ракету»

«Вороны и воробьи»
На линиях в 3 – 5 м. друг от друга команды располагаются шеренгами спиной друг к другу. Одна команда – «Вороны», другая – «Воробьи». По сигналу «вороны» одноименная команда убегает, а другая старается догнать и «осалить» убегающих до определенной отметки. Побеждает команда, «осалившая» большее число игроков другой команды.

Шишки, желуди, орехи
Подвижная игра, которая очень сильно нравится детям.
Дети встают тройками и, взявшись за руки, образуют круг. Каждый из тройки имеет название: «шишки», «желуди», «орехи». Ведущий находится за пределами круга.
Ведущий произносит слово «орехи» (или «шишки», «желуди»), и все игроки, которые имеют это название, меняются местами, а ведущий старается занять чье-то место.
Если это ему удается, то он стает орехом («желудем», «шишкой»), а тот, кто остался без места, стает на место ведущего.
Возраст: от шести лет
Игра развивает: внимательность, координация, ловкость, мышление, реакция Количество игроков: 7 и более
Место игры: улица

Птицы, блохи, пауки
Группа делится на две команды. Каждая команда в тайне от другой решает, кем она будет, - «птицами», «пауками» или «блохами». Две команды встают в линейки в центре зала лицом друг к другу жест, обозначающий выбранное животное.
Пауки убегают от птиц, блохи от пауков, птицы от блох. Тот, кто не успел добежать до противоположной стены, переходит в другую команду.
Возраст: от шести лет
Цель игры: разрядка, концентрация внимания
Количество игроков: 10 - 30
Место игры: просторное безопасное помещение

Белые медведи
Белые медведи - подвижная коллективная игра для детей младшего школьного возраста. Развивает активные творческие двигательные действия, мотивированные сюжетом игры.
На краю площадки, представляющей собой море, очерчивается небольшое место - льдина, на которой стоит водящий - «белый медведь». Остальные «медвежата» произвольно размешаются по всей площадке.
«Медведь» рычит: «Выхожу на ловлю!» - и бежит ловить «медвежат». Поймав одного «медвежонка», отводит его на льдину, затем ловит другого.
Два пойманных «медвежонка» берутся за руки и начинают ловить остальных играющих. Поймав кого-нибудь, два «медвежонка» соединяют свободные руки так, чтобы пойманный очутился между руками, и кричат: «Медведь, на помощь!».
«Медведь» подбегает, осаливает пойманного и отводит на льдину.
Следующие двое пойманных также берутся за руки и ловят остальных «медвежат».
Когда будут переловлены все «медвежата» - игра заканчивается.
Побеждает последний пойманный игрок, который и становится «белым медведем».
Примечание. Пойманный «медвежонок» не может выскальзывать из-под рук окружившей его пары, пока его не осалил «медведь». При ловле запрещается хватать играющих за одежду, а убегающим выбегать за границы площадки.
Возраст: от шести лет
Игра развивает: ловкость, реакция, фантазия
Количество игроков: 7 и более

3. ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ
«Бездомный заяц»
Интересная игра для детей младшего школьного возраста. Из числа игроков выбирается охотник и бездомный заяц. Остальные игроки - зайцы, чертят себе круг, и встают во внутрь.
Бездомный заяц убегает, а охотник его догоняет. Заяц может спастись от охотника, забежав в любой круг, тогда заяц, что стоял в кругу, должен сразу же убегать, потому что он становится бездомным, и охотник будет за ним охотиться. Как только охотник поймает зайца, он сам станет зайцем, а бывший заяц - охотником.
Возраст: от шести лет
Игра развивает: внимательность, выносливость, мышление, реакция
Количество игроков: 3 и и более

Дай руку
Перед игрой дети выбирают территорию, за пределы которой нельзя выбегать.
Выбирается один ведущий - салка, остальные игроки вольно перемещаются по площадке.
Салка начинает ловить игроков, которые убегают от него, при этом дети стремятся взяться за руки с самым близким игроком.
Взявшись за руки, они останавливаются друг другу лицом. В этом случае салка не имеет право их осалить.
Если салка догнал одиночного игрока, они меняются ролями.
Возраст: от шести лет
Игра развивает: внимательность, выносливость, ловкость, реакция

«Кто кого»
Игра похожа на подвижную игру "Перетягивание"
2 участника.
Плоскость грунта разделена линией. Соперники - по две стороны.
Они берутся двумя руками за палку.
Задача: перетащить соперника на свою сторону.

Британский Бульдог
Играет влияет на выносливость и реакцию ребенка.
Дети назначают двух ловцов («бульдогов»). «Бульдоги» стоят с одной стороны площадки, а все остальные - с противоположного. За сигналом одного из «бульдогов» все игроки должны перебежать в другую сторону. Но так, чтобы игрока не словили «бульдоги».
Игра продолжается до тех пор, пока все бегуны не превратятся в «бульдогов».
Возраст: от шести лет
Игра развивает: выносливость, реакция, сила
Количество игроков: 4 и более

«Штандр»
Цель игры: развивать выносливость, меткость, воспитывать честность.
Материалы необходимые для игры: мяч, лучше волейбольный, но можно и резиновый.
Правила игры: Для начала игры необходимо выбрать водящего, это можно сделать с помощью считалочки. Водящий в руках держит мяч. Все играющие собираются возле водящего. Водящий подбрасывает мяч как можно выше. В этот момент все играющие разбегаются в разные стороны. Водящий должен поймать мяч и как только мяч будет в его руках, он кричит: «Штандр!». Все играющие должны остановиться на месте, где их застала эта команда. Водящий должен мячом осалить кого-либо из играющих. Осаленный игрок становится водящим, а водящий становится играющим, и игра продолжается. Игра может идти до тех пор, пока она не надоест.

«Смена мест»
Цель игры: развитие прыгучести и прыжковой выносливости.
Материалы необходимые для игры: мел для обозначения линии старта (финиша)
Ход игры: Все играющие делятся на две команды. По краям площадки размечаются две линии – это так называемые «дома». Обе команды встают в шеренги лицом друг к другу на противоположных сторонах площадки, за линиями своих «домов», приседают и кладут руки на колени.
По сигналу все игроки прыгают из глубокого приседа, двигаясь вперед, стараясь быстрее пересечь линию противоположного «дома». Побеждает команда, игроки которой первыми соберутся за противоположной линией. Затем обе команды прыгают в обратную сторону, но в игре не принимает участия тот игрок, который последним пересек линию, он выбывает из игры. Эта игра может продолжаться до тех пор, пока на площадке не останется по 2–3 самых выносливых прыгуна. Побеждает команда, в которой осталось большее число прыгунов. Можно продолжить дальше соревнование, и тогда можно определить лучшего прыгуна.
Команды могут быть смешанными, а могут состоять только из мальчиков или из девочек (если хватает участников).
Эта игра подходит как для игры в спортивном зале, так и для игры во дворе.

Скакалки

Необходимые материалы и наглядные пособия: скакалки.
Ход игры
Игроки прыгают через скакалку различным образом: на 2 ногах, на 1 ноге и т. д. Выигрывает тот, кто продержится дольше других.

Классики
Цель игры: развить физическую силу и выносливость.
Необходимые материалы и наглядные пособия: мел, бита.
Ход игры
На игровой площадке чертятся классики. Игроки должны, прыгая на 1 ноге и толкая биту перед собой, пропрыгать с 1 -го по 10-й класс. Если бита вылетает за пределы классиков, игрок уступает место следующему. Выигрывает тот игрок, который первым пропрыгает все классы.

4. ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, СООБРАЗИТЕЛЬНОСТИ, ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ
Море волнуется
Дети идут по кругу и произносят слова: «Море волнуется – раз, море волнуется – два, море волнуется – три, морская фигура на месте замри! » На последнее слово дети останавливаются и «замирают» в позе морского животного. Ведущий или ребенок пытается отгадать название этих животных.

Что делаешь?
Дети выбирают «хозяйку дома» и, став в круг, чертят вокруг себя кружочки - домики. «Хозяйка» обходит играющих и каждому из них поручает работу по дому. Например: рубить дрова, косить сено, стирать белье, печь пироги и т. п. Дети выполняют задания. «Хозяйка» становится в центр круга и говорит: «А сейчас се будем вместе забивать гвозди! » Дети выполняют все, что задает «хозяйка». Неожиданно «хозяйка» показывает рукой на кого-нибудь из детей и спрашивает: «Что делаешь? » Ребенок должен назвать работу, которую ему поручили выполнить в начале игры. После этого «хозяйка» дает всем новые задания.

Фигуры
Один из игроков назначается водящим. Дети разбегаются по залу, по сигналу они останавливаются, изображая застывшие фигуры спортсмена, работающего человека, животного, птицы и др. Водящий ходит среди фигур и выбирает наиболее удачную. Отмечаются дети, принимавшие самые трудные позы.

Ровным кругом
Дети образуют круг, внутри которого находится водящий. Двигаясь влево (вправо) по кругу, дети произносят слова:
Ровным кругом, друг за другом.
Эй, ребята, не зевать!
Все, что Коля нам покажет,
Будем дружно повторять!
Водящий показывает какое либо движение (подпрыгивает, вращает руками, приседает и др.) . Дети должны в точности повторить его. После этого назначаются новый водящий, и игра повторяется.

Воздух, вода, земля, ветер
Дети образуют круг, водящий в середине. Подойдя к кому - либо из детей, водящий говорит одно из четырех слов: «воздух», «вода», «земля», «ветер» – и считает до пяти. Ребенок должен за это время придумать и показать (в зависимости от слова, которое ему задано) птицу, рыбу, зверя или покружится на месте (ветер). Кто не успел это сделать, выходит из игры.

Повтори-ка
Один из играющих показывает движениями какого-либо зверя, например зайчика. Следующий повторяет движения зайчика и от себя прибавляет движения другого животного – лисы. И так каждый следующий игрок, выполнив движения всех показанных ранее животных, прибавляет от себя еще одно, новое. Список зверей растет. Побеждает тот, у кого лучшая память и воображение.

Выставка картин
Ведущий назначает трех «посетителей», остальные дети- «картины». По сигналу: «Приготовить выставку! » - дети советуются друг с другом, какие картины они будут изображать (лыжника, конькобежца, пловца, конника, вратаря). Картину можно изображать вдвоем или втроем: елочка под не зайчик, сказку «Репка» и т. п. Через несколько секунд воспитатель объявляет: «Открыть выставку! » Дети становятся вдоль площадки и принимают задуманные позы. «Посетители» осматривают «выставку» и отмечают наиболее удачные «картины». По сигналу: «Выставка закрыта! » - дети принимают свободные позы.

5. ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПРЫГУЧЕСТИ, ЛОВКОСТИ, КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЯ
Удочка
Цель игры: развитие ловкости, координации движений.
Из общего числа играющих выбирается водящий. Остальные игроки встают в круг диаметром 3-4 м.
Водящий становится В центр крута. У него в руках веревочка длиной 2 м с привязанным к концу мешочком с песком. Водящий вращает веревочку так, чтобы мешочек с песком летел над уровнем пола на высоте 5-10 см.
Каждый из играющих должен подпрыгнуть и пропустить летящий мешочек. Тот, кого водящий задел летящим мешочком, получает штрафное очко. Подсчитывается общее число штрафных очков после того, как мешочек совершит 8-10 полных кругов. Побеждает тот, кого веревочка ни разу не задела по ногам.
После смены водящего игра начинается сначала.

Попрыгунчики - воробушки
Замечательная детская игра. Предварительно на асфальте чертиться круг с помощью мела.
В центре круга находится ведущий - «ворона». За кругом стоят все игроки, которые являются «воробушками».
Они запрыгивают в круг и прыгают внутри него. Затем так же из него выпрыгивают.
«Ворона» старается поймать «воробушка», когда тот скачет внутри круга.
Если «воробушка» все-таки словили, то он становится ведущим и игра начинается сначала.
Возраст: от шести лет
Игра развивает: внимательность, ловкость, мышление, реакция
Количество игроков: 3 и более

Кирпичики и каменщики
Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных способностей, ловкости.
Ход игры: из игроков выбираются 2 «каменщика». Остальные - «кирпичики». «Кирпичики» разбегаются по площадке, а «каменщики» начинают бегать за ними и пытаться осалить кого-то из «кирпичиков». Осаленного «кирпичика» каждый «каменщик» ведет в одно место и оставляет там. Следующего осаленного «кирпичика» «каменщик» ставит рядом с первым - образуется «стена».
Выигрывает тот «каменщик», у которого «стена» будет длиннее, т. е. он осалит больше «кирпичиков».
Особые замечания: осаленным «кирпичикам» нельзя убегать со своего места.

«Через ручеёк»
Цель игры: развить физическую силу и выносливость.
Необходимые материалы и наглядные пособия: мел.
Ход игры
На игровой площадке рисуют ручеек, который к концу" постепенно расширяется. Игрокам предлагается перепрыгнуть через ручеек: сначала через узкое его место, затем там, где он шире и шире. Если игрокам это удается, их необходимо хвалить.

«Вышибалы»
Активная игра с мячом. Выбираются два водящих игрока, которые встают с мячом на расстоянии друг от друга на 10 - 15 метров. Остальные игроки перебегают между водящими от одного к другому. Водящие, перекидывая друг другу мяч, стараются попасть в одного из игроков. Тот, в кого попадут, выбывает из игры. Однако игроки могут попытаться поймать мяч. Каждый пойманный мяч возвращает в игровое поле одного из выбывших. Задача водящих - «выбить» из игры всех игроков.

«Карусель»
Играющие становятся в круг. На земле лежит веревка, образующая кольцо (концы веревки связаны). Ребята поднимают ее с земли и, держась за нее правой (или левой) рукой, ходят по кругу со словами:
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели.
А потом кругом-кругом,
Все бегом-бегом-бегом.
Играющие двигаются сначала медленно, а после слов «бегом» бегут. По команде руководителя: «Поворот!» - они быстро берут веревку другой рукой и бегут в противоположную сторону.
Тише, тише, не спешите!
Карусель остановите.
Раз и два, раз и два,
Вот и кончилась игра!
Движение карусели постепенно замедляется и с последними словами прекращается. Играющие кладут веревку на землю и разбегаются по площадке. По сигналу они спешат вновь «сесть на карусель», т. е. взяться рукой за веревку, и игра возобновляется. Занимать места «на карусели» можно только до третьего звонка (хлопка). Опоздавший на карусели не катается.

6. ИГРЫ С МЯЧОМ
«Перейди мячи»
Пять-шесть набивных мячей разместить на одной линии с интервалами 0,5-1,5 м. Играющий запоминает расположение мячей, поворачивается кругом и движется спиной вперед. Задача – обойти и не задеть мячи. Кто выполнит задание, тот победитель. Расположение мячей каждый раз меняется.
Варианты. 1. Увеличить количество мячей (для старших школьников). 2. Продвигаться спиной вперед, перешагивая через мячи. 3. Продвигаться спиной вперед с завязанными глазами.

«Проведи мяч»
Играющий, двигаясь по полу, должен провести мяч баскетбольным дриблингом по рейке гимнастической скамейки. Побеждает игрок, которому удалось это сделать.
Варианты: то же, но игрок двигается по рейке, а мяч ведет по полу.

«Попади в мяч»
Играющие делятся на две команды и становятся в шеренги, лицом друг к другу. Расстояние между шеренгами 8-10 м. Посередине табуретки лежит волейбольный мяч. У каждого из игроков по малому мячу. По сигналу учителя игроки одной команды выполняют броски, стараясь сбить волейбольный мяч. Если кому-нибудь удастся сбить мяч, то команде засчитывается 1 очко. Затем начинает броски другая команда. Выигрывает команда, набравшая больше очков.

«Сбей отскоком»
В 2-5 м от стены (дистанция зависит от возраста и опыта играющих) ставят городок, кеглю, надувную игрушку. Задача: бросить мяч о стену так, чтобы, отскочив, он сбил установленный предмет. У кого будет больше успешных попыток из пяти? Кому потребуется меньше попыток, чтобы сбить предмет пять раз?
Бросать мяч можно с любой точки.
Вариант: поставить на некотором расстоянии от стены ящик, коробку, корзину, положить обруч. Задача: попасть мячом в цель.

«Не урони мячик»
На линии старта каждый участник игры получает две палочки. Затем играющие становятся парами и палочками зажимают мяч, чтобы он не упал. Каждая пара должна пробежать быстрее своих соперников, не уронив мячик. Если же мячик упал, надо остановиться, поднять его, положить на палочки и снова бежать. Дистанция бега 15-20 м.
«Брось и поймай»!
Играющий держит мяч за спиной двумя руками. Наклоняясь вперед, он бросает мяч через голову вверх и вперед. Теперь надо успеть распрямиться и поймать падающий мяч. Каждому дается, скажем, по пять попыток. Победит тот, у кого больше попыток успешных.
Варианты игры: мяч можно бросить о стенку (если нет окон) с расстояния в несколько метров – и ловить его, когда он отскочит; можно забрасывать мяч на покатую крышу (сарай, гараж, навес) – и ловить его, когда он скатится.
В игру можно вносить усложнения. Например, дается задание: перед тем как поймать мяч, надо несколько раз хлопнуть в ладоши. Или сделать полный поворот кругом (когда мяч бросают о стенку или кидают на крышу).

«Охотники и утки»
Цель игры: развитие глазомера, ловкости.
На игровой площадке чертится круг диаметром 5- 8 м (в зависимости от возраста игроков и их числа).
Все играющие делятся на две команды: «утки» и «охотники». «Утки» располагаются внутри круга, а «охотники» за кругом. «Охотники» получают мяч.
По сигналу или по команде учителя «охотники» начинают мячом выбивать «уток». «Убитые утки», в которых попал мяч, выбывают за пределы круга. Игра продолжается до тех пор, пока не будут выбиты все «утки» из круга. Во время броска мяча «охотникам» нельзя переступать черту круга.
Когда будут выбиты все «утки», команды меняются местами.
Вариант игры: из числа играющих выбираются 3- 4 «охотника», которые стоят в разных концах площадки. У каждого «охотника» по малому мячу. Играющие разбегаются по площадке, но не выходят за ее пределы.
По сигналу или команде учителя все играющие останавливаются на своих местах, а «охотники» целятся и бросают в них мячи. Играющие могут уклоняться от летящего мяча, но им нельзя сходить со своего места.
Выбитые «утки» выходят из игры. Выигрывает «охотник» выбивший наибольшее число «уток».

«Краски»
Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки-краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет хозяину. Когда все краски выбрали себе цвет и назвали его хозяину, он приглашает одного из покупателей.
Покупатель стучит:
Тук! Тук!
- Кто там?
- Покупатель.
- Зачем пришел?
- За краской.
- За какой?
- За голубой.
Если голубой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки».
Если же покупатель угадал цвет краски, то краску забирает себе.
Идет второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они подходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель, который набрал больше красок.
Правила игры: Хозяином становится покупатель, который угадал больше красок.

«Стадо»
Играющие выбирают пастуха и волка, а все остальные – овцы. Дом волка в лесу, а у овец два дома на противоположных концах площадки. Овцы громко зовут пастуха:
Пастушок! Пастушок!
Заиграй во рожок!
Гони стадо в поле,
Погулять на воле!
Пастух выгоняет овец на луг, они ходят, бегают, прыгают. По сигналу пастуха: «Волк!» - все овцы бегут в дом на противоположную сторону площадки. Пастух встает на пути волка, защищает овец. Все, кого поймал волк, выходят из игры.
Правила игры: Во время перебежки овцам нельзя возвращаться в тот дом, из которого они вышли. Пастух только заслоняет овец от волка, но не задерживает его руками.

«Два Мороза»
Играющие располагаются по одной стороне площадки, на середине двое водящих – два Мороза». Морозы обращаются к ребятам со словами: «Мы два брата молодые, два Мороза удалые!» Один из них, указывая на себя, говорит: «Я Мороз – синий нос». Другой: «Я Мороз – красный нос». И вместе: «Кто из вас решится в путь-дорожку пуститься?» Все ребята отвечают: «Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз!» После этих слов дети перебегают на другую сторону площадки. Водящие стараются «осалить» перебегающих, «осаленные» остаются на том месте, где их «заморозил Мороз».
Во время следующих перебежек играющие могут выручить «замороженных» ребят, дотрагиваясь до них руками. После нескольких перебежек назначаются другие Морозы. Отмечаются те дети, которые не попали к Морозам ни разу, а также лучшая пара водящих..

"Колечко"
Выбирают водящего, ему дают ""колечко"" – любой маленький предмет. Участники становятся в ряд, держа перед собой ладони ""лодочкой"". Водящий проходит через весь ряд, вкладывая свои ладони в ладони каждого участника. При этом незаметно оставляет ""колечко"" в ладонях какого-либо участника. Пройдя всех, водящий говорит: ""Колечко, колечко, выйди на крылечко"". Задача обладателя ""колечка"" – выбежать вперёд, задача всех остальных детей – постараться предугадать обладателя ""колечка"" и не выпустить его из ряда.

"Ручеёк"
В произвольном порядке разбиться на пары. Пары располагаются друг за другом, взявшись за руки, подняв сомкнутые руки вверх, как бы образуя крышу. Водящий проходит под сомкнутыми руками и выбирает себе партнёра. Новая пара становится сзади, а освободившийся участник игры заходит в ручеёк и ищет себе пару и т.д.

«У медведя во бору»
Медведь, выбранный жеребьевкой, живет в лесу. Дети идут в лес за грибами, напевая песенку:
У медведя во бору
Грибы ягоды беру!
Медведь постыл
На печи застыл!
Когда играющие произнесли последние слова, медведь, до сих пор дремавший, начинает ворочаться, потягиваться и неохотно выходит из берлоги. Но вот медведь неожиданно бежит за играющими и старается кого-нибудь поймать. Пойманный становится медведем. Правила игры: Медведь выходит из берлоги только после произнесения последних слов песни. Дети, в зависимости от поведения медведя, могут не сразу бежать в свой дом, а подразнить его песней.

«Филин и пташки»
Перед началом игры дети выбирают для себя названия птиц, голосу которых они смогут подражать. Например: голубь, ворона, гусь, утка, кукушка. Играющие выбирают филина. Он уходит в свое гнездо, а играющие тихо, чтобы не услышал филин, какими птицами они будут в игре. Птицы летают, кричат, останавливаются и приседают. Каждый игрок подражает крику и движениям той птицы, которую он выбрал. На сигнал «Филин» все птицы стараются занять места в своем доме. Если филин успеет кого-то поймать, он должен угадать, что это за птица. Только верно названная птица становится филином.
Правила игры: дома птиц и дом филина надо располагать на возвышении. Птицы летят в дом по сигналу или как только филин поймает одну из них.

«Зарница»
Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один играющий - заря - ходит сзади с лентой и говорит:
Заря-зарница
Красная девица.
По полю ходила
Ключи обронила.
Ключи золотые,
Ленты голубые
Кольца обвитые,
За водой пошла!
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот кто останется без места становится зарей. Игра повторяется.
Правила игры: Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий не выберет, кому положить на плечо ленту.

«Блуждающий мяч»
Все играющие. Кроме водящего, встают в круг на расстоянии вытянутой руки. Они передают друг другу большой мяч. Водящий бегает вне круга и старается дотронуться до мяча рукой. Если это ему удается он идет на место того игрока, в руках которого находился мяч, а играющий выходит за круг.
Игра повторяется.
Правила игры: Передавая мяч, играющие не должны сходить с места. Нельзя мяч передавать через одного, можно только рядом стоящему игроку. Водящему запрещается заходить в круг. Мяч можно передавать в любую сторону. Играющий, уронивший мяч, становится водящим.

«Совушка»
Содержание игры. По сигналу ведущего: "День наступает, всё оживает!" - дети начинают бегать, прыгать, подражая полёту бабочек, птичек, жуков, изображая лягушат, мышек, котят. По второму сигналу: "Ночь наступает, всё замирает - сова вылетает!" - играющие останавливаются, замирают в позе, в которой их застал сигнал. "Совушка" выходи на охоту. Заметив шевельнувшегося игрока, она берёт его за руку и уводит в своё гнездо. За один выход она может добыть двух или даже трёх играющих.
Затем "совушка" опять возвращается в своё гнездо и дети вновь начинают свободно резвиться на площадке.
Побеждают игроки, которые не были пойманы ни разу. Также можно отметить лучшего водящего - поймавшего большее количество игроков.

8. ЭСТАФЕТЫ
Эстафета зверей
Играющие делятся на 2 - 4 равные команды и выстраиваются в колонны по одному. Играющие в командах принимают названия зверей. Стоящие первыми называются "медведями", вторыми - "волками", третьими - "лисами", четвертыми - "зайцами". Перед впереди стоящими проводится стартовая линия. По команде ведущего участники команд должны пропрыгать до заданного места так, как это делают настоящие звери. Команда "волков" бегут как волки, команда "зайцев" - как зайцы и т. д.

Разгрузи машину
Детям предлагается разгрузить «машины» с «овощами». Машины ставят у одной стены, а напротив них у другой стены помещают две корзины. Около корзин встают по одному игроку и по сигналу бегут к машинам. Переносить овощи можно по одной штуке. Овощи должны быть во всех машинах одинаковые как по количеству, так и по объему.
Затем другие участники могут «нагружать» машины; В этом случае игроки встают у машин, по сигналу бегут к корзинам и переносят овощи в машины.
Машинами могут быть коробки, стулья; овощами - кегли, кубики и т. п.

Передал - садись!
Играющие делятся на несколько команд, по 7 - 8 человек в каждой и строятся за общей линией старта в колонну по одному. Впереди каждой колонны лицом к ней на расстоянии 5 - 6 м становятся капитаны. Капитаны получают по волейбольному мячу. По сигналу каждый капитан передает мяч первому игроку своей колонны. Поймав мяч, этот игрок возвращает его капитану и приседает. Капитан бросает мяч второму, затем третьему и последующим игрокам. Каждый из них, вернув мяч капитану, приседает. Получив мяч от последнего игрока своей колонны, капитан поднимает его вверх, а все игроки его команды вскакивают. Выигрывает команда, игроки которой быстрее выполнят задание.

Репка
Участвуют две команды по 6 детей. Это - дед, бабка, Жучка, внучка, кошка и мышка. У противоположной стены зала 2 стульчика. На каждом стульчике сидит репка - ребенок в шапочке с изображением репки.
Игру начинает дед. По сигналу он бежит к репке, обегает ее и возвращается, за него цепляется (берет его за талию) бабка, и они продолжают бег вдвоем, вновь огибают репку и бегут назад, затем к ним присоединяется внучка и т. д. В конце игры за мышку цепляется репка. Выигрывает та команда, которая быстрее вытянула репку.

Посади и собери урожай
Количество игроков: 2 команды по 4 человека
Дополнительно: 8 обручей, 2 ведра, 4-5 картофелин, 2 лейки.
1-й участник «пашет землю» (кладет обручи).
2-й участник «сажает картошку» (кладет картошку в обруч).
3-й участник «поливает картошку» (обегает каждый обруч с лейкой).
4-й участник «убирает урожай» (собирает картофель в ведро).
Побеждает более быстрая команда.

Бег «сороконожек»
Играющие делятся на две-три команды по 10-20 человек и выстраиваются в затылок друг другу. Каждая команда получает толстую веревку (канат), за которую все игроки берутся правой или левой рукой, равномерно распределяясь по обе стороны веревки. По сигналу организатора «сороконожки» бегут вперед 40-50 метров до «финиша», все время держась за веревку.
Победа присуждается команде, которая первой прибежала к финишу, при условии, что ни один из ее участников не отцепился от веревки во время бега.

Список используемой литературы
1. Лях, В. И. Мой друг физкультура. 1–4 кл. – М.: Просвещение, 2005.
2. Буйлин Ю.Ф., Портных Ю.И. Мини-баскетбол. М., 2000
3. Галицкий А.В. Путешествие в страну игр. М., 2001
4. Клусов Н.П. Ручной мяч. М. 1996
5. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. стандарты второго поколения. Москва «Просвещение» 2011
6. Лях В.И., Мейксон Г.Б. Комплексная программа физического воспитания учащихся. М., 2002
7. Ковалько В. И. «Здоровье - сберегающие технологии», Москва «Вако», 2004 г.
8. Ковалько В.И.Поурочные разработки по физкультуре 1-4 классы: Методические рекомендации, практические материалы,поурочное планирование.-2-е изд., испр.- М.: ВАКО,2005.
9. Интернет ресурсы

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «gamemodx.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «gamemodx.ru»