Роль и значение подвижных игр для физического совершенствования школьников младшего возраста. Подвижные игры. Значение подвижных игр в воспитании детей. Виды подвижных игр Значение подвижных игр в доу

Подписаться
Вступай в сообщество «gamemodx.ru»!
ВКонтакте:

Айгуль Камалова
Роль и значение подвижной игры в развитии дошкольников

Игра – вид деятельности ребенка, который представляет созна-

тельную, инициативную деятельность, направленную на достижение ус-

ловной цели, добровольно установленной играющим. В игре удовлетво-

ряются физические и духовные потребности ребенка, в ней формируют-

ся его ум, волевые качества. Единственной формой деятельности ребен-

ка является игра, которая во всех случаях отвечает его организации.

В игре ребенок ищет и часто находит «рабочую площадку» для воспи-

тания своих нравственных и физических качеств, его организм требует

выхода в деятельности, соответствующей его внутреннему состоянию.

Через игру можно воздействовать на детский коллектив, исключая пря-

мое давление, наказание, излишнюю нервозность в работе. Но в то же

время игра не может служить средством обучения дошкольников более

сложным по координации движениям, требующим определенной четкой

техники, усиленной концентрации внимания, дополнительных волевых

Для младших дошкольников подвижные игры являются жизнен-

ной потребностью. С их помощью решаются самые разнообразные зада-

чи : образовательные, воспитательные, оздоровительные. В процессе игр

создаются благоприятные условия для развития и совершенствования

моторики детей, формирования нравственных качеств, а также привы-

чек и навыков жизни в коллективе.

Основными задачами физического воспитания являются укрепле-

ние здоровья, содействие правильному развитию , обучение учащихся

жизненно необходимым двигательным навыкам, развитие физических ,

волевых и моральных качеств.

Физическое развитие – процесс изменения , а также совокупность

морфологических и функциональных свойств организма.

Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все

психические процессы протекают наиболее активно. Использование иг-

ровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут

способствовать физическому воспитанию детей.

Объект исследования – процесс физического развития детей сред-

ствами игровой деятельности.

Предмет исследования – влияние подвижных игр на физическое

развитие детей .

Цель исследования – разработать и доказать эффективность под-

вижных игр для физического развития детей .

Задачи исследования :

1) изучить научную, научно-методическую и специальную лите-

2) охарактеризовать современное состояние применения игровой

деятельности в развитии детей ;

3) разработать комплекс подвижных игр , способствующих про-

цессу активного развития детей ;

4) выявить значимость подвижных игр в развитии детей .

Гипотеза исследования : применение специального комплекса под-

вижных игр положительно влияет на процесс развития детей .

Подвижные игры – средство физического воспитания детей. Они

дают возможность развивать и совершенствовать их движения. Разнооб-

разные движения требуют активной деятельности крупных и мелких

мышц, способствуют лучшему обмену веществ, кровообращению, дыха-

нию, то есть повышению жизнедеятельности организма. Большое влияние

подвижные игры оказывают также и на нервно-психическое развитие ре-

бенка, формирование важных качеств личности. Они вызывают положи-

тельные эмоции, развивают тормозные процессы : в ходе игры детям при-

ходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от дви-

жения при других. В этих играх развивается воля , сообразительность, сме-

лость, быстрота реакций и др.

Совместные действия в играх сближают детей, доставляют им ра-

дость от преодоления трудностей и достижения успеха. Источником

подвижных игр с правилами являются народные игры , для которых ха-

рактерны яркость замысла, содержательность, простота и заниматель-

состав. В программе воспитания в детском саду для каждой возрастной

группы детей предусмотрены подвижные игры , в которых развиваются

движения разных видов : бег, прыжки, лазанье и т. д.

Игры подбираются с учетом возрастных особенностей детей, их

возможностей выполнять те или иные движения, соблюдать игровые

правила. Правила в подвижной игре выполняют организующую роль :

ими определяется ее ход, последовательность действий, взаимоотноше-

ния играющих, поведение каждого ребенка. Правила обязывают подчи-

няться цели и смыслу игры ; дети должны уметь ими пользоваться в раз-

ных условиях.

В младших группах воспитатель объясняет содержание и правила

по ходу игры , в старших – перед началом. Подвижные игры организу-

ются в помещении и на прогулке с небольшим числом детей или со всей

группой. Они входят также в состав физкультурных занятий. После того

как дети усвоят игру, они могут проводить ее самостоятельно. Руково-

дство подвижными играми с правилами заключается в следующем. Под-

бирая подвижную игру , воспитатель учитывает соответствие требуемого

ее характера двигательной деятельности, доступность игровых правил и

вовали все дети, выполняя все требуемые игровые движения, но не до-

пуская избыточной двигательной активности, которая может вызвать их

перевозбуждение и утомление.

Старших дошкольников необходимо обучить играть в подвижные

игры самостоятельно . Для этого надо развивать у них интерес к этим

играм, предоставлять возможность организовывать их на прогулке, в ча-

сы досуга, на праздниках и т. д.

Итак, подвижная игра – одно из важных средств всестороннего

воспитания детей дошкольного возраста . Характерная ее особенность –

комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ре-

бенка : в игре одновременно осуществляется физическое, умственное,

нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.

Необходимость разработки данной темы обусловлена тем, что на

смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные.

Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ре-

бенка. Не отрицая их значимости , надо признать, что ребенку все мень-

ше времени остается для подвижных игр , прогулок, общения со сверст-

никами. Нарушение баланса между игрой и другими видами детской

деятельности, между разными видами игр (подвижными и спокойными ,

индивидуальными и совместными) негативно сказывается как на со-

стоянии здоровья, так и на уровне развития двигательных способностей

дошкольников .

Анализ исследований, касающихся вопросов развития двигательных

способностей и качеств детей (Е. Н. Вавилова, Н. А. Ноткина, Ю. К. Чер-

нышенко, свидетельствует, что около 40 % старших дошкольников

имеют уровень развития двигательных способностей ниже среднего.

Недостаточная физическая активность детей, особенно в период актив-

ного роста, когда ускоренное развитие скелета и мышечной массы не

подкрепляется соответствующей тренировкой систем кровообращения и

дыхания, является одной из причин ухудшения здоровья детей, сниже-

ния жизненного тонуса.

Таким образом, актуален поиск путей физического и духовного

оздоровления дошкольников , эффективных средств развития двигатель-

ной сферы ребенка, развития интереса к движению на основе жизненной

потребности быть ловким, сильным, смелым. Решение этой проблемы

мы видим в создании совокупности социально-педагогических условий,

обеспечивающих целостный воспитательный процесс, гармоничное фи-

зическое и личностное развитие ребенка .

Игры – это основная деятельность наших детей. Все, что они делают, дети обыгрывают. И подвижные игры не являются исключением. Активность, дополненная каким-либо игровым содержанием, несет положительные эмоции ребенку, облегчает его адаптацию в коллективе, усиливает все биологические процессы в организме и укрепляет иммунную систему. Как организовать досуг детей с помощью подвижных игр в детском саду, читайте в материалах этой статьи.

Роль и значение подвижной игры в жизни ребенка

Чтобы ребенок вырос счастливым и здоровым, надо очень постараться и семье, и детскому саду. Для укрепления здоровья малышей в детских садиках соблюдают определенный температурный режим, проветривают помещения, проводят зарядку, физкультминутки, физкультурные занятия, спортивные праздники и многое другое. Частью всех этих мероприятий являются подвижные игры.

С детворой играют во время утреннего приема, чтобы отвлечь от грустных мыслей при расставании с мамой и папой, поднять настроение, взбодрить. Между занятиями в группе проводят не очень шумную подвижную игру для снятия усталости. На физкультуре в спортивном зале организовывают игры на развитие выносливости, равновесия, ловкости и многое другое.

Развивающийся растущий организм ребенка постоянно требует движения. Данную физическую активность можно перевести в более организованное русло посредством привлечения детей к выполнению утренней зарядки, соревнованиям и проведения спортивно-массовых мероприятий, активному участию в музыкальных занятиях. Одним из таких видов физической активности у дошкольников являются подвижные игры в детском саду.

Значение подвижной игры трудно переоценить. В процессе игры у ребенка развиваются физические, моральные и нравственные качества. В естественной для малыша форме вырабатываются выдержка, сообразительность, находчивость. В игре дети получают радость от первых побед и горечь первых поражений. Учатся радоваться не только своим удачам, но и успехам своих друзей. Начинают понимать значение детской дружбы. Учатся переживать не только радость и восторг, но и обиду, и огорчение, и слезы разочарования. Все это делает маленького человека сильнее.

Воспитатель должен уметь правильно подобрать перечень подвижных игр для своих воспитанников, чтобы при них были максимально задействованы все органы и системы, формировалась правильная осанка у детей, повышалась функциональная деятельность их юного организма.

Что нужно учитывать, организуя детям подвижные игры в детском саду

Для того, чтобы игра удалась и принесла детям радость, воспитателю нужно хорошо подготовиться к ее проведению, продумать все детали. Выучить литературное содержание, подобрать соответствующую считалочку, определить место проведения, желательно иметь красочные атрибуты.

Эффективное проведение игры возможно только в том случае, если все участники хорошо понимают правила и содержание игры. Объяснение должно быть четким и кратким. Небольшие тактичные замечания при необходимости можно сделать в процессе игры, а лучше в перерыве.

При объяснении содержания любой игры используется приблизительная схема: название игры, роль каждого игрока или команды, места играющих, непосредственно сам ход игры, ее цель и правила. При повторном проведении подвижных игр правила можно просто напомнить.

При организации подвижной игры, воспитатель должен учитывать эмоциональное состояние каждого ребенка и всей группы в целом. Уделять особое внимание новеньким деткам, застенчивым малышам и тем, кто только пришел после болезни. Во время игры все дети должны хорошо видеть воспитателя и водящего, а воспитатель держать в поле зрения каждого ребенка.

Многие игры подразумевают деление на команды. В старшей и подготовительной группе дети уже знают, что сделать это можно несколькими способами: договориться, пересчитаться на «первый – второй», с помощью считалочки. Можно сначала выбрать капитанов, а они подберут себе команды.

Как правило, все дети хотят быть водящим или капитаном. Чтобы не было обид и слез, капитанов нужно выбирать честно: по желанию игроков или по результатам предыдущего тура игры. Можно провести жеребьевку или маленькое соревнование, например, кто из претендентов дальше прыгнет.

Начинать игру можно несколькими способами. Это и свисток, и хлопок, и взмах флажка. Любят дети речевку «Раз, два, три, начало игры!». При проведении подвижных игр, взрослому необходимо внимательно следить за состоянием всех детей. Не допускать переутомления, перегрев, излишний азарт, перевозбуждение и эмоциональность. Иначе ситуация может выйти из-под контроля, и результат будет плачевным.

В конце каждой игры надо обязательно подвести итог, объяснить ошибки, похвалить за успехи, наградить победителей. Такая организация приучает детей к самооценке и имеет хорошее воспитательное значение.

В старшем дошкольном возрасте дети вполне могут освоить элементы спортивных игр – футбола, волейбола, бадминтона, хоккея с шайбой и мячом, настольного тенниса. Все большее признание сейчас получает детский боулинг. Для проведения спортивных игр нужен минимум оборудования. Но в то же время в этих играх строгие правила, ограниченное время и количество игроков. Для положительного результата потребуется определенная физическая подготовка, тренированность, моральные качества ребенка, умение играть в коллективе. Мальчишки и девчонки учатся получать радость победы, добытой в нелегкой захватывающей командной борьбе.

В детском саду часто организовывают игры – соревнования. Дети их очень любят, так как побеждать нравится всем. А в игре – соревновании любой может продемонстрировать свои прекрасные физические качества. Тут уже пригодится талант и опыт воспитателя, чтобы лучшим смог побыть каждый ребенок. Для этого нужно просто продумать задания, нагрузку и количество повторений. Проводить игры – соревнования можно и в группе, и в спортивном зале, и на прогулке. Вот некоторые из них:

  • для развития силы – подтягивание на перекладине, сгибание рук в упоре, поднятие каких-либо тяжестей (мешочков, гантелей, набивных мячей и т.д.), метание вдаль;
  • для развития гибкости – наклоны, махи, растяжки;
  • для развития выносливости – бег в эстафетах, челночный бег, бег с препятствиями, попрыгунчики;
  • для прыгучести – прыжок с места, три прыжка в длину подряд, кто прыгнет выше к игрушке, с кочки на кочку, с цветка на цветок, прыжки боком, спиной, на одной ножке;
  • на развитие меткости – попади в цель, перебрось через веревку;
  • на точность движений – кольцеброс, жонглирование, сделай как я, упражнения с закрытыми глазами.

Ежедневно планируются и проводятся несколько подвижных игр. Чтобы игры не надоедали детям, их нужно чередовать и усложнять.

Кроме того, подбирать игры для детей следует таким образом, чтобы развивать в воспитанниках не только целеустремленность и рвение к победе, но и такие, которые будут иметь правильное воспитательное воздействие на ребенка, сдерживать его эгоистические порывы, нарушение дисциплины, формировать такие качества как выдержка, честность, ответственность. После окончания игр важно научить детей переключаться к более серьезным делам, уметь быстро успокаиваться после перевозбуждения, присущего активным играм.

Подвижные игры для детей на улице

В течение дня дети в детском саду находятся на свежем воздухе не менее четырех часов. Это время должно быть наполнено наблюдениями, работой в цветнике и на огороде и, конечно, множеством разнообразных игр. Подвижным играм отводится немаловажная роль. Они снимают усталость после занятий, снижают проявление стресса и беспокойства, насыщают кровь кислородом. Детям нравятся веселые, шумные, динамичные игры. Вот некоторые из них.

Воробышки

Цель игры: развивать прыгучесть, сноровку, ловкость.

Инвентарь: мел.

Ход игры: нарисовать большой круг. Выбрать кота. Кот сидит в кругу, а воробышки стоят за кругом. По сигналу воробышки запрыгивают в круг. Кот пытается их словить. Пойманные воробышки остаются в кругу.

Охотники и зайцы

Цель игры: развивать меткость, быстроту, скорость, ловкость.

Инвентарь: мяч.

Ход игры: водящий – охотник, все остальные – зайцы. Охотник подбрасывает мяч три раза, после этого старается попасть мячом в убегающих зайцев. Зайцы, в которых попал мяч, выбывают.

Подвижные игры для детей в помещении

Без игр в помещении детсадовская жизнь была бы скучной и унылой. В арсенале воспитателей огромное количество малоподвижных игр для отдыха между занятиями, музыкальных, хороводных игр. Обязательно в конце физкультуры планируют две игры. Одно физкультурное занятие может полностью состоять из подвижных игр разной интенсивности и нагрузки.

Раз, два, три – замри

Цель игры: учить детей бесшумно двигаться по ограниченной площади, занимать выразительное статическое положение по сигналу.

Инвентарь: платок.

Ход игры: водящему завязывают глаза. Он медленно проговаривает «Раз, два, три – замри!». В это время дети бесшумно бегают. На слове «Замри!» принимают какое-либо узнаваемое положение. Водящий должен выбрать самую красивую фигуру. Этот ребенок становится водящим.

Не обожгись!

Цель игры: развивать у детей координацию движений, быстроту, умение владеть мячом.

Инвентарь: мяч среднего размера.

Ход игры: дети стоят по кругу. По сигналу мяч – колобок быстро передают друг другу, пока кто-то его не упустит. Этот ребенок выбывает.

Кузнечики

Цель игры: развивать прыгучесть, точность движений, умение прыгать, не сталкиваясь с другими детьми.

Инвентарь: вырезанные по количеству детей цветы.

Ход игры: по сигналу дети занимают разложенные на полу цветы. По второму сигналу перепрыгивают с цветка на цветок. Нужно побывать на всех цветках.

Любой вид деятельности детей в детском саду должен быть тщательно продуманным, спланированным и организованным. Научить детей играть – нелегкая задача. В старшей и подготовительной группе руководство детскими играми имеет свои особенности. Во время игры воспитателям не надо слишком опекать детвору. Бесконечные указания, замечания, остановки, чрезмерная страховка только обесценивают игру, раздражают детей. Лишают самого ценного и важного – игровой непосредственности.

Замечательно, если взрослый становится активным участником. Это прибавит энтузиазма, энергии и вдохновения детской игре. Иногда для участия в играх можно привлекать родителей. Воспитатели, мамы и папы могут быть просто доброжелательными и заинтересованными зрителями и болельщиками.

Для результативности подвижных игр воспитателям нужны красочно оформленные атрибуты, желательно музыкальное сопровождение. Каждая удачно проведенная игра способствует сплочению детского коллектива.

Вместо заключения

Подвижные игры для детей 6-7 лет – это не только веселый досуг, но и средство для физического и психического развития детей. Их выбор зависит от возраста, состояния здоровья воспитанников в группе, их физической подготовленности и активности. Их благоприятное воздействие на детский организм очевидно: подвижные игры способствуют усилению кровообращения, закаливают организма, способствуют его оздоровлению и являются средством профилактики различных заболеваний.

(Картотека подвижных игр для детей младшего возраста)

Самые распространённые и самые любимые детские игры без компьютера – подвижные игры. Ведь дети просто не могут жить без движения: беготни, прыжков, лазания, поисков. Для того, чтобы проводить эти занятия с толком и интересом существует масса подвижных игр.

Подвижная игра - это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, основанных на разных видах движений и связанных с обязательными для всех играющих правилами. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям. Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал «Лови!» , «Беги!» , «Стой!» и др. Подвижные игры, прежде всего, средство физического воспитания.

Они дают возможность:

  • развивать и совершенствовать движения
  • упражняется в ходьбе, беге, прыжках, лазанье, ползании, метании, ловле и т.д.

Разнообразные движения требуют активной деятельности крупных и мелких мышц, способствуют лучшему обмену веществ, кровообращению, дыханию, т.е. повышению жизнедеятельности организма.

Подвижная игра - незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. Свободу действий дошкольник реализует в подвижных играх, которые являются ведущим методом формирования физической культуры. В педагогической науке подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Глубокий смысл подвижных игр - в их полноценной роли в физической и духовной жизни, существующей в истории и культуре каждого народа.

Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.

Подвижные игры:

  • являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества.
  • являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его.
  • оказывают влияние на нервно-психическое развитие ребёнка, формирование важных качеств личности.
  • вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы: в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других.

В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и др. Ярко выражаемая в подвижных играх деятельность различных анализаторов создает благоприятные возможности для тренировки функций коры головного мозга, для образования новых временных как положительных, так и отрицательных связей, увеличения подвижности нервных процессов.

Совместные действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха. Источником подвижных игр с правилами являются народные игры, для которых характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность. Содержание игры подбираются с учётом возрастных особенностей детей, их возможностей выполнять те или иные движения, соблюдать игровые правила. Двигательные действия в подвижных играх очень разнообразны. Они могут быть, например, подражательными, образно-творческими, ритмическими; выполняться в виде двигательных задач, требующих проявления ловкости, быстроты, силы и других физических качеств. В играх могут встречаться короткие перебежки с внезапными изменениями направления и задержками движения; различные метания на дальность и в цель; преодоление препятствий прыжком, сопротивлением силой; действия, требующие умения применять разнообразные движения, приобретенные в процессе специальной физической подготовки, и др. Все эти действия выполняются в самых различных комбинациях и сочетаниях.

Роль подвижных игр в жизни детей дошкольников

Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. В этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества.

Воспитание здорового, физически подготовленного подрастающего поколения является жизненно необходимой и основной задачей педагогов, медиков и родителей. На сегодняшний день вопросы физкультурно-оздоровительной работы являются наиболее актуальными в деятельности любого дошкольного учреждения.

Важную роль при этом играет своевременно и правильно организованное физическое воспитание, одной из основных задач которого является развитие и совершенствование движений.

Развитие и совершенствование движений ребенка в период дошкольного детства осуществляются разными путями. С одной стороны, обогащению двигательного опыта малышей, приобретению новых навыков и умений способствуют их самостоятельная деятельность, игры, труд, с другой - специально организованные мероприятия по физической культуре, направленные на решение задач как оздоровительного, так и воспитательного характера. Основной формой обучения детей движениям признаны занятия. В то же время весьма существенное место в системе физического воспитания дошкольников занимают подвижные игры, которые широко применяются во всех возрастных группах

Для младших дошкольников подвижные игры являются жизненной потребностью. С их помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительные. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, а также привычек и навыков жизни в коллективе. Детям младшего дошкольного возраста выполнение игровых заданий доставляет большое удовольствие. Играя, ребенок упражняется в различных действиях. С помощью взрослых он овладевает новыми, более сложными движениями.

Игра помогает ребенку преодолеть робость, застенчивость. Часто бывает трудно заставить малыша выполнять какое-либо движение на глазах у всех. В игре же, подражая действиям своих товарищей, он естественно и непринужденно выполняет самые различные движения. Подчинение правилам игры воспитывает у детей организованность, внимание, умение управлять своими движениями, способствует проявлению волевых усилий. Дети должны, например, начинать движения все вместе по указанию воспитателя, убегать от водящего только после сигнала или последних слов текста, если игра сопровождается текстом.

Подвижные игры чаще всего проводятся на улице, на свежем воздухе. При активной двигательной деятельности детей на свежем воздухе усиливается работа сердца и легких, а, следовательно, увеличивается поступление кислорода в кровь. Это оказывает благотворное влияние на общее состояние здоровья детей: улучшается аппетит, укрепляется нервная система, повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям.

Родители- первые участники игр своих малышей. И чем активнее общение матери или отца с ребёнком, тем быстрее он развивается.

Родители не только организуют игру, но и сами включаются в детские забавы. Такое участие взрослых приносит двойную пользу: доставляет детям много радости и удовольствия, а папам и мамам даёт возможность лучше узнать своего ребёнка, стать его другом.

Энергия, которая у маленького ребенка бьет ключом, требует своего выхода наружу, поэтому детям младшего дошкольного возраста движение и подвижные игры необходимы.

Организуйте досуг вашего малыша на пользу его здоровья в виде игры. Выбирая подвижную игру для ребенка, отслеживайте соответствие игровых действий возрасту ребенка, его знаниям, умениям и навыкам.

Подвижные игры для детей 1, 5-4 года

«Паровоз»

В этой игре принимают участие взрослые. Мама, папа и малыш встают паровозиком и при движении друг за другом, издают звуки паровоза. Затем можно поменяться местами и малыш будет впереди паровозика и вести «состав» вперед.

«Догонялки»

Самая любимая и первая подвижная игра малыша, он убегает от взрослого, а взрослый его догоняет и обнимает, после можно поменяться ролями.

«Воробушки».

Представьте, что вы воробушки, прыгучие и непоседливые. Можно подпрыгивать и одновременно помахивать руками. Пусть ребенок прыгает на двух ногах на месте или вперед и назад. Если малышу это трудно дается, держите его сначала под мышки, потом за руку.

«Прыгаем через лужи».

Вы можете найти настоящие лужи и прыгать через них (более экстремальный вариант). А можете нарисовать их мелом на асфальте и перепрыгивать

«Солнечный зайчик»

Пускайте по стене солнечные зайчики и предложите малышу их поймать ладошками, а когда зайчик будет на полу его можно ловить ногами. Сопровождать игру можно следующим стихотворением:

Скачут побегайчики

Солнечные зайчики,

Мы зовем их - не идут,

Были тут - и нет их тут.

Прыг, прыг по углам,

Были там - и нет их там.

Где же зайчики? Ушли,

Мы нигде их не нашли.


Мухамеджанова Зифа
Виды и значение подвижных игр

Подвижная игра имеет огромное значение для всестороннего развития ребенка : физического, умственного, эмоционального, социального.

В играх у детей развивается интеллект, фантазия, воображение, память, речь. Сознательное выполнение правил игры формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется такие личностные качества, как, активность, честность, дисциплинированность, справедливость. В процессе игры происходит всестороннее гармоничное развитие ребенка.

Подвижная игра – это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.

При проведении подвижных игр нужно учитывать :

возрастные и психолого-педагогические особенности детей;

направленность на развитие основных движений и психофизиологических качеств дошкольников;

сферу интересов и потребностей ребенка;

постепенное поэтапное усложнение игровых целей, задач, правил и условий игры.

Являясь важным средством физического воспитания, подвижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка. Оздоровительный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе; в игре дети упражняются в самых разнообразных движениях : беге, прыжках, лазании, метании, бросании, ловле. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы, оказывает благотворное влияние на психическую деятельность.

В педагогической практике используются два основных вида подвижных игр :

1. Игры свободные, творческие или вольные, в которых участники сами намечают план игры, и сами осуществляют намеченную цель (ролевые) .

2. Организованные подвижные игры с установленными правилами, требующими руководства ими взрослыми руководителями или самими ребятами-вожаками.

а) простые некомандные подвижные игры , в которых каждый участник, соблюдая правила, борется за одного себя. В этих играх главное значение приобретает личная инициатива и умение целесообразно использовать свои личные качества, двигательные возможности;

б) более сложные, переходные к командным подвижные игры , в которых играющие отстаивают свой интерес в первую очередь, но иногда, по личному желанию помогают товарищам, выручая их, помогают им спастись от нападающего в игре ("Салки - давай руку", "Перебежки с пленом") . Иногда играющий может вступить во временное сотрудничество с другими игроками для достижения цели. В некоторых играх такое сотрудничество даже предусматривается правилами ("Белые медведи", "Караси и щуки") ;

в) командные подвижные игры , в которых играющие составляют отдельные коллективы-команды. От действия каждого игрока зависит удача всей команды. В командных играх необходимо согласовывать свои действия с действиями своих товарищей. Часто в командных играх для координации действий и общего руководства выбирают капитанов команд.

Подвижная игра "Мыши водят хоровод"

Цель : развивать двигательную активность

Описание : перед началом игры необходимо выбрать водящего - «кота» . Кот выбирает себе «печку» (ею может послужить скамейка или стул, садится на нее и закрывает глаза. Все остальные участники берутся за руки и начинают водить хоровод вокруг кота со словами :

не шумите,

не будите,

проснется

Разобьет наш хоровод!»

Во время произнесения последних слов кот потягивается, открывает глаза и начинает гоняться за мышами. Пойманный участник становится котом, и игра начинается сначала.

Игра "Солнышко и дождик"

Задачи : научить детей находить свое место в игре, ориентироваться в пространстве, развивать умение выполнять действия по сигналу воспитателя.

Описание : Дети сидят в зале на стульчиках. Стульчики - это их «дом» . После слов воспитателя : «Какая хорошая погода, идите гулять!» , ребята встают и начинают двигаться в произвольном направлении. Как только педагог скажет : «Дождь пошел, бегите домой!» , дети должны прибежать к стульям и занять свое место. Воспитатель приговаривает «Кап – кап – кап!» . Постепенно дождь утихает и воспитатель говорит : «Идите гулять. Дождь кончился!» .

Игра "Воробушки и кот"

Задачи : учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, увертываться от водящего, убегать, находить свое место.

Описание : На земле нарисованы круги - «гнездышки» . Дети - «воробушки» сидят в своих «гнездышках» на одной стороне площадки. На другой стороне площадки расположился «кот» . Как только «кот» задремлет, «воробушки» вылетают на дорогу, перелетают с места на место, ищут крошки, зернышки. «Кот» просыпается, мяукает, бежит за воробушками, которые должны улететь в свои гнезда.

Сначала роль «кота» выполняет воспитатель, потом - кто-нибудь из детей.

Подвижная игра "Воробушки и автомобиль"

Еще одна игра для детей 3-5 лет про воробушков.

Задачи : приучить детей бегать в разных направлениях, начинать движение или менять его по сигналу ведущего, находить свое место.

Описание : Дети - «воробушки» , сидят в своих «гнездышках» (на скамейке) . Воспитатель изображает «автомобиль» . Как только воспитатель произнесет : «Полетели воробушки на дорожку» , дети поднимаются со скамейки и начинают бегать по площадке. По сигналу воспитателя : «Автомобиль едет, летите воробушки в свои гнездышки!» - «автомобиль» выезжает из «гаража» , а дети должны вернуться в «гнезда» (сесть на скамейку) . «Автомобиль» возвращается в «гараж» .

Игра "Кот и мыши"

Существует множество игр для детей с участниками котами и мышами. Вот одна из них.

Задачи : Эта подвижная игра помогает развивать у детей умение выполнять движение по сигналу. Упражнять в беге по разным направлениям.

Описание : Дети - «мыши» сидят в норках (на стульях вдоль стены) . В одном из углов площадки сидит «кошка» - воспитатель. Кошка засыпает, и мыши разбегаются по залу. Кошка просыпается, мяукает, начинает ловить мышей, которые бегут в норки и занимают свои места. Когда все мыши вернуться в норки, кошка еще раз проходит по залу, затем возвращается на свое место и засыпает.

Подвижная игра для дошкольников "У медведя во бору"

Задачи : развивать скорость реакции на словесный сигнал, упражнять детей в беге, развивать внимание.

Описание : Среди участников выбирают одного водящего, который будет «медведем» . На игровой площадке начертить два круга. Первый круг - берлога медведя, второй круг - дом для остальных участников игры. Начинается игра с того, что дети выходят из дома со словами :

И на нас рычит.

Как только дети произнесли эти слова, «медведь» выбегает из берлоги и ловит детей. Тот, кто не успел добежать до дома и был пойман «медведем» , становится водящим («медведем» ).

Через ручеек (подвижная игра с прыжками )

Задачи : Научить правильно прыгать, ходить по узенькой дорожке, держать равновесие.

Описание : На площадке чертятся две линии на расстоянии 1,5 - 2метра одна от другой. На этом расстоянии рисуются камешки на определенном расстоянии друг от друга.

Играющие стоят у черты - на берегу ручейка, они должны перейти (перепрыгнуть) его по камешкам, не намочив ног. Те, кто оступился - намочил ноги, идут сушить их на солнышко - садятся на скамейку. Затем снова включаются в игру.

Игра "Птички и кошка"

Задачи : Учить соблюдать правила игры. Реагировать на сигнал.

Описание : для игры понадобятся маска кошки и птичек, начерченный большой круг.

Дети встают по кругу с внешней стороны. Один ребенок становится в центре круга (кошка, засыпает (закрывает глаза, а птички впрыгивают в круг и летают там, клюют зерна. Кошка просыпается и начинает ловить птиц, а они убегают за круг.

Игра "Снежинки и ветер"

Задачи : Упражнять в беге в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу.

Описание : По сигналу «Ветер!» дети - «снежинки» - бегают по площадке в разных направлениях, кружатся («ветер кружит в воздухе снежинки» ). По сигналу «Нет ветра!» - приседают («снежинки упали на землю» ).

Подвижная игра "Найди себе пару"

Задачи : развивать у детей умение выполнять действия по сигналу, быстро строиться в пары.

Описание : Участники стоят вдоль стены. Каждый из них получает по флажку. Как только воспитатель подаст знак, дети разбегаются по площадке. После команды «Найди себе пару» , участники, имеющие флажки одинакового цвета, объединяются в пары. В игре должно участвовать нечетное количество детей и в конце игры один остается без пары.

Все эти подвижные игры можно с успехом использовать для игры в детском саду в группе или на прогулке. Дети разного возраста : от малышей 3-х лет до детей средней группы 4-5 лет с удовольствием играют в них.

Подвижные игры для детей 5-7 лет

У детей 5-6, 6-7 в лет характер игровой деятельности несколько меняется. Теперь их уже начинает интересовать результат подвижной игры , они стремятся выразить свои чувства, желания, осуществить задуманное. Однако подражательность и имитация не исчезают и продолжают играть немаловажную роль в жизни старшего дошкольника. В эти игры можно также играть в детском саду.

Игра "Медведь и пчелы"

Задачи : упражняться в беге, соблюдать правила игры.

Описание : участники делятся на две команды - «медведей» и «пчел» . Перед началом игры «пчелы» занимают места в своих «ульях» (ульями могут послужить скамейки, лесенки) . По команде ведущего «пчелы» улетают на луг за медом, а в это время «медведи» забираются в «ульи» и лакомятся медом. Услышав сигнал «Медведи!» , все «пчелы» возвращаются в «ульи» и «жалят» (салят) не успевших убежать «медведей» . В следующий раз ужаленный «медведь» уже не выходит за медом, а остается в берлоге.

Игра "Горелки"

Задачи : упражнять в беге, реагировать на сигнал, соблюдать правила игры.

Описание : В игре принимают участие нечетное количество детей, которые становятся парами и держатся за руки. Впереди колонны находится водящий, который смотрит вперед. Дети хором повторяют слова :

Колокольчики

Раз! Два! Три! Беги!

Как только участники произнесут слово «Беги!» , стоящие в последней паре в колонне отпускает руки и бегут вдоль колонны вперед, один с правой стороны, другой - с левой. Их задача - выбежать вперед, встать перед водящим и снова взяться за руки. Водящий, в свою очередь, должен поймать кого-то из этой пары до того момента, как они возьмутся за руки. Если получится поймать, то водящий с пойманным образует новую пару, а участник, оставшийся без пары, теперь будет водить.

Подвижная игра "Два мороза"

Известная многим игра для дошкольников с простыми правилами. Задачи : развивать торможение у детей, умение действовать по сигналу, упражняться в беге.

Описание : На противоположных сторонах площадки располагаются два дома, обозначенные линиями . Игроки размещаются с одной стороны площадки. Воспитатель выбирает двух человек, которые станут водящими. Они располагаются посередине площадки между домами, повернувшись лицом к детям. Это два Мороза - Мороз Красный нос и Мороз Синий нос. По сигналу воспитателя «Начали!» оба Мороза произносят слова : «Мы два брата молодые, два мороза удалые. Я - Мороз Красный Нос. Я - Мороз Синий Нос. Кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься?» Все играющие отвечают : «Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз» и перебегают в дом на противоположной стороне площадки, а Морозы стараются их заморозить, т. е. коснуться рукой. Те из ребят, которых коснулся Мороз, застывают на месте и остаются так стоять до конца перебежки. Замороженных пересчитывают, после чего они присоединяются к играющим.

Игра "Хитрая лиса"

Цель : развивать ловкость, быстроту, координацию.

Описание : С одной стороны площадки чертится линия, тем самым обозначается «Дом лисы» . Воспитатель просит закрыть глаза детей, которые расположились по кругу. Педагог обходит за спинами детей образованный круг, дотрагивается до одного из участников, который с этого момента становится «хитрой лисой» .

После этого педагог предлагает детям открыть глаза и, посмотрев вокруг, попытаться определить, кто же является хитрой лисой. Далее дети спрашивают 3 раза : «Хитрая лиса, где ты?» . При этом, спрашивающие смотрят друг на друга. После того, как дети спросили третий раз, хитрая лиса прыгает на середину круга, поднимает руки вверх и кричит : «Я здесь!» . Все участники разбегаются по площадке кто куда, а хитрая лиса пытается кого-нибудь поймать. После того, как 2-3 человека пойманы, педагог говорит : «В круг!» и игра начинается снова.

Игра "Ловля оленей"

Задачи : упражняться в беге в разных направлениях, ловкости.

Описание : Среди участников выбираются два пастуха. Остальные игроки - олени, располагающиеся внутри очерченного круга. Пастухи находятся за кругом, друг против друга. По сигналу ведущего, пастухи по очереди бросают мяч в оленей, а те стараются увернуться от мяча. Олень, в которого мяч попал, считается пойманным и выходит из круга. После нескольких повторений подсчитывает количество пойманных оленей.

Игра "Удочка"

Задачи : развивать ловкость, внимание, быстроту реакции.

Описание : участники располагаются по кругу. В центре находится водящий - воспитатель. Он в руках держит веревочку, на конце которой привязан небольшой мешочек с песком. Водящий вращает веревочку по кругу над самой землей. Дети подпрыгивают таким образом, чтобы веревочка не задела их ног. Те участники, которым веревочка задела по ногам, выбывают из игры.

Игра "Охотники и соколы"

Задачи : упражняться в беге.

Описание : Все участники - соколы, находятся на одной стороне зала. Посередине зала находятся два охотника. Как только воспитатель подаст сигнал : «Соколы, летите!» участники должны перебежать на противоположную сторону зала. Задача охотников поймать (запятнать) как можно больше соколов, прежде чем те успеют пересечь условную линию. Повторить игру 2-3 раза, после чего сменить водящих.

Игра "Паук и мухи"

Задачи

Описание : в одном из углов зала кружком обозначается паутина , в которой находится паук - водящий. Все остальные ребята - мухи. Все мухи «летают» по залу, жужжат. По сигналу ведущего «Паук!» мухи замирают. Паук выходит из укрытия и внимательно осматривает всех мух. Тех, которые пошевелятся, он отводит в свою паутину. После двух-трех повторений, подсчитывается количество пойманных мух.

Подвижная игра "Мышеловка"

Задачи : развивать у детей умение выполнять действия по сигналу.

Описание : Два участника становятся лицом друг к другу, соединяют руки и поднимают их выше. После этого оба хором говорят :

«Как нам мыши надоели, все погрызли, все поели!

Мышеловку мы поставим и мышей тогда поймаем!»

Пока участники говорят эти слова, остальные ребята должны пробежать под их сцепленными руками. На последних словах ведущие резко опускают руки и ловят кого-то из участников. Пойманный присоединяется к ловцам и теперь их становится трое. Так постепенно мышеловка растет. Участник, оставшийся самым последним, является победителем.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «gamemodx.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «gamemodx.ru»