Шахматные обозначения. Как ходят фигуры в шахматах. Краткая шахматная нотация

Подписаться
Вступай в сообщество «gamemodx.ru»!
ВКонтакте:

Не всегда можно сесть и сыграть партию за один присест. Бывает, нужно отвлечься на что-нибудь очень важное. Или вечер, и уже спать хочется. Или другу пора уходить домой. Как оставить не доигранную партию до следующего раза?
Можно, конечно, просто оставить фигуры на доске, но тогда их может кто-нибудь смахнуть или переставить. Или они просто будут стоять, занимать место и собирать на себя пыль.

А ещё бывает так, что хочется рассказать кому-нибудь, как прошла партия. Например, ты играл с другом и теперь хочешь пересказать папе, как выиграл у него. Но нельзя же запомнить всю партию наизусть!
Как быть в таком случае?

Взрослые шахматисты придумали простой способ записывать ходы в партиях. Этот способ называется «шахматная нотация».
Ты уже знаешь, что поля шахматной доски обозначаются буквами и цифрами. А вот обозначать буквами фигуры тебе ещё не приходилось. Это делается так:
Король — Кр.
Ферзь — Ф.
Ладья — Л.
Слон — С.
Конь — К.
Если не написано, какая фигура ходит, то имеются в виду пешки, они не обозначаются никак.

Когда ты записываешь ход, сначала пишется название фигуры, которая делает ход. Потом пишется поле, с которого сделан ход, ставится тире и записывается поле, на которое сделан ход.

Например, если чёрный конь пойдёт вперёд со своего места, то это нужно записать так:
Кb8-с6.

А если пешка, стоящая перед белым королём, движется вперёд, то этот ход будет записан так:
е2-е4.

Обрати внимание — буквы, которыми обозначаются вертикали, маленькие, а там, где названия фигур, — буквы большие. Это нужно, чтобы случайно ничего не перепутать.

Если этим ходом твоя фигура берёт фигуру противника, то вместо тире ставят двоеточие. Например, вот как выглядит ход, которым слон бьёт ладью:
Cg5:d8.

Поскольку на одном шахматном поле может стоять только одна фигура, не нужно писать, какую фигуру берут этим ходом, это и так понятно из записи предыдущих ходов.

Если ты записываешь всю партию целиком, ходы нужно нумеровать. Перед ходом поставь порядковый номер и отдели его точкой. Новое число пиши после того, как записал ход белых и ход чёрных.

Вот как, например, выглядит запись самого первого хода в партии.
1. e2-e4 Kg8-f6.
И сразу видно — белые пошли вперёд королевской пешкой, а чёрные в ответ вывели из-за ряда пешек своего коня.

После хода надо обязательно записывать пояснения к нему. Эти пояснения тоже пишутся не словами, а специальными значками, чтобы было короче.

Если этим ходом был сделан шах, то ставится знак плюс (вот такой: +).

Например, запись Фа5-е1 + означает, что этим ходом ферзь делает шах вражескому королю.

Покажи на доске, на каких полях должен стоять король, чтобы ему можно было сделать шах таким ходом.

Если этим ходом был поставлен мат и партия закончилась, ставят крестик, вот такой: х.

Вот так выглядит ход, которым ферзь ставит мат вражескому королю.
Фh5:f7х.

Если после хода партия закончилась ничьей, ставят знак равно, вот так:=.

Если пешка в конце хода превращается в другую фигуру, то надо записать название этой фигуры после конечного поля. Например, вот белая пешка доходит до конца доски и становится ферзём:
b7-b8Ф.

А вот чёрная пешка превращается в коня:
f2-f l K.

Когда хотят запомнить какие-то особенные моменты в партии, возле записи ходов ставят восклицательные или вопросительные знаки.

Знак! ставят, если ход был особенно хороший или необычный.
Знак? ставят, если ход был плохой или ошибочный. Этот значок используют, только когда хотят напомнить себе, каких ошибок не следует делать в будущем.

Когда очень спешат или не хотят занимать много места, все ходы записывают в особенной, сокращенной нотации. Тогда не пишут, с какого поля был сделан ход, а указывают только название фигуры и поле, на которое она перепрыгнула.
Например, вот так:
КbЗ.

Это конь пошёл на ЬЗ. Из записи всей партии должно быть понятно, какой конь и откуда туда пошёл. Если непонятно, какой из коней делает ход, потому что оба могут попасть на поле ЬЗ, указывают вертикаль, с которой делается ход. Вот так:
Ксb3.

Кстати, на какой клетке вертикали с должен находиться конь, чтобы сделать этот ход? Видишь, опять есть два варианта! Но очень редко бывает так, что нельзя понять, какой конь делает ход.

Если ты захочешь учиться играть в шахматы и дальше, нотация тебе обязательно понадобится — во всех серьёзных книжках про шахматы примеры записаны именно так.


Метки: ,

Шахматная нотация

Шахматная нотация (от лат. notatio - записывание, обозначение) - система условных обозначений, применяемых для записи шахматной партии или положения фигур на шахматной доске.

В большинстве стран принята алгебраическая нотация. Впервые она была предложена ещё в 1616 году в книге немецкого герцога Августа Младшего (псевдоним - Густавус Селенус).

В следующем столетии её разработал Филипп Стамма, и, наконец, в современном виде она появилась в книге, изданной в Германии в 1784 году Гиршелем.

Именование клеток

Шахматы, расставленные в начальное положение.

Горизонтали нумеруются цифрами от 1 до 8 от белых к чёрным, вертикали - латинскими буквами от a до h от ферзевого фланга к королевскому. Например, в начальной расстановке белый король стоит на поле e1.

Фигура Русское сокращение Английское сокращение

Король Кр K (king)

Ферзь Ф Q (queen)

Ладья Л R (rook)

Конь К N (kNight)

Слон С B (bishop)

Пешка п или ничего p (pawn) или ничего

Полная запись ходов

Запись хода состоит из таких компонентов:

  1. (опционально) Многоточие (…) - знак хода чёрных.
  2. Тип фигуры, которая ходит (король, конь и т. д.)
  3. Поле, с которого сделан ход.
  4. Для взятия в международной нотации применяется крест или буква x, в русской двоеточие (:).
  5. Поле, на которое сделан ход.
  6. Если пешка совершила превращение, после целевого поля указывается фигура, которой она стала.
  7. Для шаха - знак плюс (+). Для двойного шаха - двойной плюс (++). Для мата - знак умножения (×) в русской нотации и решётка (#) в международной. Изредка встречается знак «=» для ничьей.
  8. Комментарии к ходу. ! или!! для сильного хода, ? или?? для слабого, ?! для рискованного, !? для интересного хода.

Например, в русской нотации детский мат записывается так:

1. e2-e4 e7-e5

2. Сf1-c4 Кb8-c6

3. Фd1-h5?! Кg8-f6??

Та же партия в международной нотации:

1. e2-e4 e7-e5

2. Bf1-c4 Nb8-c6

3. Qd1-h5?! Ng8-f6??

4. Qh5xf7#

Рокировка в длинную сторону записывается как 0-0-0, в короткую как 0-0. Некоторые форматы компьютерной записи ходов требуют обозначать рокировку как «O-O-O», с буквой «O» вместо нуля.

Сокращённая запись ходов

В русской нотации

Пропускаются исходное поле и тире. Та же партия в сокращённой русской нотации выглядит так:

1. e4 e5

Если такая нотация не записывает ход однозначно, добавляется одна из координат исходного поля, например, Лae1 или К3c4.

Взятия пешек записываются как cd или (если есть варианты) как cd4.

В международной нотации

Просто пишутся исходный пункт, знак взятия (если есть) и пункт назначения. Например:

1. e2e4 e7e5

Иногда пропускают и знаки взятия.

Реже применяется полный аналог русской нотации (4. Qxf7#).

В этом уроке вы научитесь писать и читать на шахматном языке. Зачем это нужно? Дело все в том, что в дальнейшем будим изучать более сложные элементы шахматной стратегии, скоро изучим, как ходят фигуры. И чтобы всем было понятно , о чем идет речь , например, видя такую строчку: 1. е2-е4 е7-е5 2.Кb1-c3 Kg8-f6, мы должны говорить и писать на одном и том же языке.

Сразу скажу, что писать и читать шахматные ходы очень просто в конце этого урока, сами убедитесь в этом. И так приступим. Из урока (« »), вы уже успели узнать, что по краям шахматной доски нанесены цифры и буквы. Кстати буквы читаются на латинском языке: a–«а», b-«бэ», c-«цэ», d-«дэ», e-«е», f-«эф», g-«же», h-«аш» (в кавычках русское произношение). Цифры читаются обычно.

Давайте посмотрим на диаграмму 1, из нее видно, что каждой клетке на шахматной доске присвоено свое имя. a1 (а1), а2 (а2), а3 (а3), а4 (а4), с7 (цэ 7), с4 (цэ 4) и т.д. (в скобках русское произношение). Рассмотрим подробнее, откуда берутся эти самые имена. Для этого посмотрим на диаграмму 2. Из нее видно, что на пересечении тех самых букв и цифр образуется название клетки. Например, поле «g6» образовалось на пересечении буквы «g» и цифры 6. А поле «е4» появилось на пересечении буквы «е» и цифры 4. И так каждое поле из диаграммы 1.

Что касается фигур, то они тоже имеют свое обозначение:


Посмотрим на диаграмму 3. На ней два короля белый и черный. Белый король собирается пойти на поле c2 , а черный на d7, ход будет, записан так: 1. Кр d1 – с2 Кр d8 – d7. Разберем эту запись: 1. Кр d1 – c2 Крd8 – d7. Цифра 1. это номер хода, он записывается цифрами и по порядку (1., 2., 3., 4., 5., и т.д.). Кр – это обозначает какая фигура собирается сделать ход (Кр-король). После Кр стоит d1 это поле на котором стоит фигура. Знак «-» обозначает что фигура сделала ход. Второе значение c2 это поле, на которое пошла . То есть 1. Кр d1 – c2 Крd8 – d7 читается так, первым ходом белые король с поля d1 пошел на поле c2, черные ответили ходом, король с поля d8 пошел на d7.

Что касается знаков, то в шахматах используются следующие: «-» - дефис или тире, обозначает ход, «:» - двоеточие, ставиться тогда когда одна из фигур бьет другую (например: 1.Сf1:с4), «+» - плюс, обозначает шах королю, «х» - этим знаком обозначают что поставлен мат королю, «0-0» короткая рокировка, «0-0-0» длинная рокировка.

С первого раза это все кажется очень трудным, но через несколько дней, вы с лёгкостью сможете записывать и читать шахматные ходы. Перед тем как преступить к следующему уроку, рекомендуем выучить все обозначение полей и как они формируются, на случае если забудете обозначение! На этом наш урок подошёл к концу, если возникли вопросы, то можете их оставить в комментарии.

Теперь Вы знаете как ходят фигуры и какую цель в шахматах необходимо достичь. Вы можете свободно практиковаться с другими игроками вживую или по Интернету.

Но ведь Вам необходимо совершенствоваться. Любую партию желательно просмотреть после игры и постараться найти свои ошибки. Или, например, Вы захотите рассказать другу о том, какую интересную комбинацию провели в партии. Как это сделать?

Для этого существует система записи шахматной партии. С её помощью партию можно записать, а затем воспроизвести на шахматной доске. Совсем как ноты музыкального произведения. Записывается шахматная партия на основе шахматной нотации.

Вы, наверное, заметили, что на шахматной доске по горизонтали стоят цифры от 1 до 8, а по вертикали латинские буквы от “a” до “h”. Таким образом, каждое из 64 полей имеет свое буквенно-цифровое название.

Нажмите на доску для увеличения

Название поля состоит из буквы, на вертикали которой оно находится, и цифры, на горизонтали которой оно находится.

Например, на диаграмме ниже, указанное поле называется "d4", так как оно находится на вертикали “d” и на четвертой горизонтали. Надо отметить, что при обозначении поля впереди всегда указывается буква, потом цифра. Также помните, что буквы от “a” до “h” латинские, а не английские. И произносятся они как «а», «бэ», «це» и т.д. а НЕ «эй», «би», «си» и т.д.

Теперь давайте разберем, как обозначаются фигуры:

  • Король - Кр
  • Ферзь - Ф
  • Ладья - Л
  • Слон - С
  • Конь - К
  • Пешка - не имеет обозначения.

Шах записывается «+»
Мат - «х»

В процессе записи партии существует ещё множество других обозначений, но пока они не так важны.

Зная обозначение полей и фигур, мы можем с легкостью записать любой шахматный ход. В позиции на диаграмме ниже белые сделали ход ладьей, указанный стрелкой. Записывается он так: Ле1-е8. Это означает, что ладья перешла с поля “e1” на поле “e8”. Черные ответили ходом своего слона и объявили шах белому королю Сb4-d6+. То есть слон переместился с поля “b4” на поле “d6”.

Пешка, как указано выше, не имеет обозначения при записи. Знаменитый первый ход е2-е4 Остапа Бендера - это передвижение пешки с поля е2 на е4 и выглядит так:

Ходы записываются по порядку. Например, первые ходы шахматной партии могут быть такими:

  1. е2-е4 е7-е5
  2. Кg1-f3 Kb8-c6
  3. Cf1-c4 Kg8-f6
  4. Kb1-c3 d7-d6

После чего возникает такая позиция:

Существует и краткая система записи шахматной партии. В большинстве случаев шахматисты пользуются именно ею. При краткой записи указывается обозначение фигуры и сразу поле, на которое она перемещается. Эти же первые четыре хода можно записать так:

  1. е4 е5
  2. Кf3 Kc6
  3. Cc4 Kf6
  4. Kc3 d6

Для обозначения удара используется двоеточие ":"
Например, в позиции ниже, белый слон может ударить черного коня:

1.Сf3:c6 (короткая запись - 1.С:с6).
В ответ на это черный ферзь может ударить белого слона: 1...Фg6:c6 (короткая запись - 1...Ф:с6)

Отметим также, что запись на большинстве турниров обязательна.
Вот, в сущности, и все, что можно сказать о записи шахматной партии. Благодаря этому приему Вы всегда сможете воспроизвести на доске партию, которые играли, скажем, несколько лет назад или посмотреть партию гроссмейстеров.

В шахматной партии участвуют 6 видов фигур – король, ферзь, ладья, конь, слон, пешка. В распоряжении каждого игрока в начале партии 16 фигур: король, ферзь, две ладьи, два слона, два коня, восемь пешек. Всего на доске 32 фигуры.
Начальная позиция фигур выглядит так:

Пешка

Пешка, единственная фигура, которая ходит только вперед, назад ходить не может. Номинальная стоимость пешки 1 очко.


В начальной позиции (белая – на 2-й горизонтали, черная – на 7-й) игрок может передвинуть пешку на одну или две клетки вперед. После первого хода пешку можно передвигать вперед только на одно поле за один ход. Бить фигуры противника пешка может на одно поле вперед по диагонали вправо и влево. Пешка бьет фигуры по одному правилу, а ходит по-другому. В этом ее отличие от других фигур.

Это проект для начинающих, одобренный нашими читателями, в котором вы или ваш ребенок сможете повысить мастерство игры, выполнить шахматный разряд, за короткий срок вырасти до призера региональных турниров. В преподавателях – мастера FIDE, обучение онлайн.

С пешкой связано два интересных правила в шахматах. Суть первого правила заключается в следующем. Пешка достигает последнюю горизонталь (8-ю для белых и 1-ю для черных) и превращается в любую фигуру, за исключением короля. Такое превращение является одним ходом, и следующий ход переходит к противнику.

Второе правило – взятие на проходе. При своем ходе пешка может побить пешку противника, если та перешла через битое поле.

На рис. 3 белая пешка сделала ход на два поля вперед. Черная пешка может побить белую и стать на битое поле, а не на поле, куда стала белая пешка, как случается при обычных взятиях. Выполнять взятие на проходе возможно только при очередном ходе, через ход это право теряется.

Конь

Конь ходит по необычной траектории, напоминающей букву «Г» – передвигается на 2 клетки вперед и одну клетку в сторону. Из всех фигур только конь может перепрыгивать через свои и чужие фигуры. Конь может атаковать любую фигуру противника, находясь в недосягаемости для них. При ударе конь занимает место сбитой фигуры. Номинальная стоимость коня 3 очка. Расположенный в центре доски, он имеет 8 доступных ходов, а в угловом поле – только два.

В реальной жизни «сделать ход конем» – значит выполнить какой-то необычный или хитрый шаг.

Слон

Слон – сильная, дальнобойная фигура. Номинальная стоимость слона составляет 3 очка, и по силе он примерно равен коню. Это сравнение несколько условное, так как в открытой позиции слон может оказаться сильнее коня, а в закрытой – конь часто бывает сильнее слона. Конь и слон относят в шахматах к «легким фигурам».

Слон ходит и наносит удары во все стороны по диагонали на любое число клеток, как показано на рисунке. Слона, который ходит по белым клеткам, называют белопольным, а по черным – чернопольным.

Ладья

Ладья, как и ферзь, считаются тяжелой фигурой. Ее номинальная стоимость 5 очков. Ладья ходит и бьет по вертикали и горизонтали на любое число клеток.

Специфический ход в шахматной партии – рокировка. Рокировка правильно выполняется так – короля передвигают на 2 клетки к ладье и ладью переставляют за короля. Рокировку можно делать при соблюдении следующих условий:

  • король и ладья, с которой происходит рокировка, до этого в игре не делали ходов;
  • на горизонтали между королем и ладьей отсутствуют другие фигуры;
  • король не находится под ударом фигуры противника;
  • поле, через которое передвигается король и поле, на которое он становится не находятся под ударами фигур противника.

Длинная рокировка выполняется в сторону ферзевого фланга, короткая – в сторону королевского.

Нельзя первой переставлять ладью. В шахматах существует правило: взялся – ходи. Если сначала передвинуть ладью к королю, противник имеет право потребовать считать ход завершенным, и рокировка не состоится. Рокировка – единственный ход в шахматах, когда один ход выполняют две фигуры.

Ферзь

Ферзь – сильнейшая фигура в шахматах, с номинальной стоимостью в 10 очков. Ферзь ходит во все стороны по вертикали, горизонтали и диагонали на любое число клеток доски. Ферзь – важная фигура. Он сильный и мобильный, эффективен в нападении и защите. Ферзя надо оберегать от ударов фигур противника. Потеря ферзя или размен его на фигуру меньшего достоинства оставляют мало шансов на победу.

Равноценно ферзя можно разменять на ферзя, две ладьи или три легкие фигуры противника. Бывают случаи, когда опытный шахматист специально отдает ферзя для достижения определенной цели в партии. Это называется «жертва». Начинающим любителям надо помнить, что ферзя надо хранить и использовать как самую сильную фигуру.

Король

Король – самая главная фигура в шахматах и не имеет номинальной стоимости. Партия проиграна, когда погибает король – получит мат. Короля нельзя держать под боем фигур противника. Ему нужна постоянная защита. Как и ферзь, король ходит и наносит удары по вертикали, горизонтали и диагонали, но только на одну клетку в любую сторону. Расположенный в середине доски, король держит под ударом 8 полей.

В конце партии, когда фигур на доске остается на порядок меньше, сила короля становится равной примерно силе легкой фигуры.

Шах – такое положение, когда король стоит под ударом фигуры противника. Короля нельзя оставлять под шахом. Необходимо уйти на другое поле, защититься своей фигурой или просто побить фигуру противника, объявившую шах.

На рис. 10 белый король может уйти от шаха, слон может прикрыть короля, ферзь может побить черную ладью.

Партия заканчивается, когда король получает мат. Это значит, что король находится под ударом (шахом) и уйти ему некуда – свободные поля находятся под ударом фигур противника.

Любопытная ситуация в игре – пат. Король не находится под шахом, но ходить ему некуда – все свободные поля находятся под ударом фигур противника. Другие фигуры тоже не имеют ходов.

В этом случае партия заканчивается вничью.

По принятой системе подсчета за победу насчитывается 1 очко, за ничью 0,5 очка, за поражение 0.

Некоторые фигуры имеют двойное название. До революции слона называли офицером, ладью – турой, ферзя – королевой. Среди шахматистов эти названия не имеют распространения, иногда их используют любители.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «gamemodx.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «gamemodx.ru»