Игра цветовые оттенки. Цвет: как выбрать палитру для своей игры. Выбор цветовой гаммы

Подписаться
Вступай в сообщество «gamemodx.ru»!
ВКонтакте:

Таня Шрамко

Здравствуйте, уважаемые коллеги! вашему вниманию, я хочу предложить серию дидактических игр по цветоведению. Идея создания этих игр возникла после изучения пособия И. А. Лыковой "Дидактические игры и занятия". Проанализировав игры автора, я решила их создать оформить их, добавляя свои разработки.

Дидактическая игра

«Художник по имени природа»

Возраст : средняя, старшая группы

Цель игры : продолжать учить детей проводить аналогии времени года с цветовой гаммой красок. Определять характер цвета «холодный», «теплый» «Нежный» (пастельный).

Ход игры: участникам игры ведущий предлагает карточки с изображением времен года, а также палитры с цветовыми пятнами, характерными одному из времени года. Задача детей - соотнести времена года с наиболее подходящим цветовым пятном. Определять цвета и оттенки на палитре, их характер (холодный, теплый, нежный).

Дидактическая игра

«Времена года и краски»

Возраст:

Цель : сопоставлять цвета и оттенки характерными цветовыми особенностями времени года. Закреплять знания о свойствах цвета (характер, насыщенность, яркость, состав).

Ход игры: в игре предложен пейзаж, изображенный художником весной, летом, осенью и зимой, с характерной цветовой гаммой каждого времени года, а также палитры и фишки-краски разных цветов и оттенков. Задача участников игры подобрать к каждому времени года советующие фишки –краски, определить насыщенность, характер, оттенок, состав каждого цвета (нежные –яркие, холодные – теплые, основные- составные, оттенок какого цвета).

Дидактическая игра

«Говорящие цвета»

Возраст: старшая, подготовительная группы.

Цель игры: знакомить детей с оттенком цвета, уточнять понятие «цвет» и «оттенок». Развивать ассоциативное мышление, расширять словарный запас.

Ход игры: участникам игры предложены карточки с изображением предметов, название которых ассоциируется с некоторыми оттенками цветов (малина-малиновый; роза –розовый и т. д., а также карточки – оттенки. Задача участников игры – соотнести карточки-оттенки с их предметными названиями. Определить к какому цвету относятся эти «говорящие» оттенки.


Дидактическая игра

«Ягоды поспели»

Возр аст : младшая, средняя группы

Цель и гры : закреплять умение составлять градационный ряд цвета от светлого к темному, по образцу и без него.

Ход иг ры: игра состоит из карты – образца, на которой изображен ряд ягод, с последовательным усилением оттенка цвета. Задача участников игры состоит в умении разложить карточки с ягодами в определенном цветовом порядке от более светлых к темным по образцу, а далее без него.


Дидактическая игра

«Воздушные шары»

Возра ст: средняя, старшая группы

Цель и гры : продолжать знакомиться с понятием «спектр цвета», сопоставлять с природным явлением (радуга). Определять цвета, входящие в спектр цвета и их последовательность.

Ход иг ры: игра состоит из дидактического поля, где изображены силуэты семи воздушных шаров, а также отдельные разноцветные карточки-шары. Предлагается несколько вариантов игры:

Вариант 1. Задача участников игры – разложить семь цветных карточек-шаров в правильной спектральной последовательности, используя популярную речевую фразу -подсказку (Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан, в которой, последовательность слов и первые буквы соответствуют цвету радуги.

Вариант 2. Участникам игры предлагается помимо семи карточек-шаров дополнительные цвета и оттенки. Задача детей – выбрать те карточки-шары, которые входят в состав радуги, и расположить их в правильной последовательности.

Вариант 3. Ведущий раскладывает шары в спектральной последовательности, нарушая последовательность двух и более цветов. Задача детей – обнаружить ошибку и ее исправить.

Дидактическая игра

«Краски и волшебство»

Возраст ст: старшая, подготовительная группа

Цель и гры : знакомить детей с понятием «тон цвета», дать представления о получении насыщенных и светлых тонов, способов их получения. Составлять градационный ряд (от светлого к темному и наоборот).

Ход иг ры: игра состоит из набора оттенков трех красок – силуэтов (синий, желтый, красный, а также карточек с изображением цветных и белых капель. Задача детей – расположить оттенки красок в нарастающей последовательности от светлого к насыщенному цвету и наоборот, процессе игры выяснить, что такое «оттенок цвета», как он получается.





Дидактическая игра

«Превращение цвета»

Возр аст : средняя, старшая группы.

Цель и гры : закреплять умения детей получать новые цвета в красках. Определять основные и составные цвета.

Ход иг ры: детям предлагаются силуэты красок с основными (красный, желтый, синий) и составными (оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой) цветами. Существует несколько вариантов игры.

Вариант 1. Ведущий складывает две краски основных цветов и предлагает участникам игры определить составной цвет, который получится.

Вариант 2. Ведущий выбирает один из составных цветов краски и просит участников игры найти те краски (основные цвета, при смешивании которых получается выбранный им цвет.

Вариант 3. Участники игры самостоятельно определяют какие основные цвета красок нужно сложить, чтобы получить составные цвета.




С первых дней жизни малыша окружает многообразный разноцветный мир, однако в младенчестве он еще не способен различать все цвета и оттенки, цветовое зрение человека меняется постепенно. Чтобы жизнь ребенка становилась ярче и красочнее, чтобы он учился распознавать и запоминать цвета, играйте с ним в «цветные» игры.

Полученные детьми знания о цвете способствуют сенсорному и умственному развитию, помогают формировать новые навыки. Цвет, как форма и размер, является для ребенка одним из эталонов, на котором он может базировать знания о тех или иных предметах и явлениях. И чем раньше эти эталоны сформируются, тем больше полезной информации сможет понять и усвоить малыш, тем быстрее, осознаннее и точнее он будет ориентироваться в окружающем мире, и лучше развиваться в целом. Кроме того, умение различать цвета - прекрасная тренировка наблюдательности, внимания и художественного вкуса. Совершенствуясь в изучении цветов, малыш узнает о том, что цвета можно разделить на теплые и холодные, пастельные и контрастные.

Даже не покупая пособий, вы легко найдете основные цвета в повседневной жизни: обратите внимание ребенка на сочные краски зелени и фруктов, насыщенные цвета игрушек, разноцветные узоры на тканях. Для того чтобы познакомить ребенка с различными цветами и их названиями, не нужно ждать особого возраста. Играть в “цветные” игры можно с рождения, просто рассказывая крохе о многоцветии вокруг него. Одевая ребенка, называйте цвета одежды: «Какую майку мы наденем - красную или синюю?». Выполняя домашнюю работу, обращайте внимание ребенка на цвет тарелок и чашек, на разные оттенки белья, которое вы достаете из стиральной машины «А вот и наше желтое одеяло!». Собирая с малышом пирамидку, проговаривайте названия цветов: “Давай мы наденем на стержень красное колечко. А это колечко - синее”. Во время прогулки также можно обсуждать цвета и оттенки всего вокруг. Нам только кажется, что это простые разговоры между делом, а малыш обращает внимание на цвет, познает речь, учиться слышать и понимать вас.

О ЦВЕТАХ
Все цвета подразделяют на две группы: хроматические (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические (белый, черный, и оттенки серого). У каждого цвета тысячи оттенков. Кроме этих характеристик существует цветовой тон, светлота, яркость, насыщенность. Как же малышу не запутаться, и научится ощущать всю красоту разноцветного мира? Художники считают основными три цвета - красный, желтый, синий, из которых можно получить все остальные при смешивании. Добавим к ним зеленый, и получим те четыре основных цвета, с которых и следует начинать знакомство малышей. После того, как ребенок научится без труда узнавать и различать эти цвета, можно знакомить его с белым, черным, оранжевым и фиолетовым цветами спектра.
Не стоит учить цвета по очереди (отдельно запомним красный, потом желтый и т.д.) и обозначать их уменьшительно-ласкательными словами (красненький вместо красный). Важно не называть несколько цветов одним названием, к примеру, фиолетовый, синий и голубой цвета - просто синим. Ребенок прекрасно различает оттенки и не поймет, почему разные цвета обозначают одним и тем же словом. В дальнейшем ему трудно будет объяснить, почему голубой цвет всегда был синим, а сейчас его вдруг нужно называть голубым.

ОБ ИЗУЧЕНИИ ЦВЕТОВ
Изучать цвета с детьми следует поэтапно:

Первый этап - становление цветовосприятия. Знакомство с цветом у новорожденных происходит в период третьего-четвертого месяца жизни, когда начинают усиленно работать колбочки - клетки, которые «видят» цвета на ярком свету. Поэтому именно с этого времени можно целенаправленно вводить в игры цвет (попробовать можно уже с двух месяцев, у некоторых детей колбочки созревают раньше).
Игры: подвесьте над колыбелью ребенка предметы разных геометрических форм и периодически меняйте их цвет и величину. Для фиксирования цвета поочередно (с интервалом в 30 секунд) покажите малышу две картинки с простым силуэтным изображением, отличающиеся только цветом (форма и размер должны быть одинаковые).

Второй этап - отождествление предметов. Научите малыша выбирать из находящихся перед ним предметов одинаковые по цвету, одновременно проговаривая «такой - не такой, одинаковый - разный». На этом этапе дети часто вплотную прикладывают предметы друг к другу, чтобы сравнить и найти пары. Называйте цвета, но не требуйте повторения.
Игры: найти парные носочки, подобрать чашки к блюдцам, помочь рыбкам приплыть в озера своего цвета, разноцветным бабочкам - сесть на цветочки нужного цвета, собрать бумажные кружочки «капельки» определенного цвета в стакан того же цвета, разложить цветные игрушки по цветным коробкам, подобрать по цвету заплатки к одежде, заселить домик с цветными окошками жильцами, накормить игрушки цветными бубликами (колечками от пирамидки), поиграть в ковры-самолеты (рассадить разноцветные игрушки на листики цветного картона по цветам. Если пассажир подобран верно, ковер-самолет взлетает), или в «поезд» (разноцветных пассажиров можно рассаживать в вагоны, которыми будут колечки от пирамидки. Если кто-то занял не свой вагон, поезд не трогается с места).

Третий этап - нахождение идентичного предмета по цвету - «Дай такой же», восприятие цвета на расстоянии, выбор цвета по образцу. Для начала возьмите два цвета, постепенно добавьте все основные цвета: красный, синий, желтый, зеленый.
Игры: найти в комнате предметы такого же цвета, как цвет карточки или показанной игрушки. Можно добавить в эту игру элемент соревнования, и искать вдвоем, кто больше (если вы случайно ошибетесь, а малыш это заметит, будет здорово), повторить цветными кружками заданную последовательность, расположенную сначала в ряд, потом - хаотично, сложность можно многократно увеличивать добавлением количества кружков, повторить последовательность цветов игрушками тех же цветов. Рассортировать предметы разного цвета на группы, используя счетные палочки, детали мозаики, крупные пуговицы и пр. (сортировку можно усложнить, например, разложить мозаику-ягодки по цветным тарелкам не руками, а ложкой, или добавить к признаку цвета признак формы). Посадить цветные прищепки-бабочки на лепесточки того же цвета или сделать разноцветным рыбкам хвостики из прищепок, а цветным ежикам - иголки-прищепки, подходящие по цвету. Подобрать куклам одежду по цветам - шапочки, пальто и сапоги одинакового с платьями цвета, и отправить их на прогулку. Построить разноцветные домики из картонных квадратиков и треугольников-крыш, потом пусть ветер сдует крыши, а малышу нужно будет подобрать подходящие по цвету и починить домики.

Четвертый этап - закрепление представлений о цвете в слове. На этом этапе дети различают цвета по названию, не прикладывая предметы друг к другу и не сравнивая их с образцом цвета.
Игры: дайте малышу кружки разного цвета, затем назовите цвет и попросите найти кружки такого же цвета, “покормите” игрушки разноцветными кубиками - “конфетами” (“Кукла любит красные конфеты, а неваляшка - желтые”), расплавьте цветные кубики льда в теплой воде поочередно, понаблюдайте, как окрасилась вода. Можно поиграть в динамичные ролевые игры, например, покупатель в магазине решил купить все красные товары или доктора вызывали в дом синего цвета, а водитель автобуса должен высадить игрушки разных цветов на цветных остановках: мишку - на синей, зайку - на зеленой и т.д.

Пятый этап - формирование у ребенка умения словесно обозначать цвет. Для начала помогайте малышу: называйте цвет сами и просите повторить название, подсказывайте начало слова, задавайте наводящий вопрос.
Игры: дайте малышу кружки разного цвета, и попросите назвать каждый, поиграйте в цветное домино, где вместо точек - разные цвета, проговаривая при этом цвет. Вырежьте трафареты из картона (овощи, фрукты, ягоды, цветы) и прикладывайте их к различным листам цветной бумаги и вещам в доме, называя цвет. На улице нарисуйте мелками на асфальте разноцветные круги и загадывайте друг другу, на круг какого цвета прыгнуть.

Шестой этап - обучение обобщению и классификации предметов по признаку цвета.
Игры: построить цветные заборчики, выбрав «доски» одного цвета, найти лишние кирпичи красной дорожки (добавьте зеленый и синий кирпичики), «Собрать коллекцию» (сложить предметы одного цвета в коробку), разложить карандаши по баночкам, расставить машинки в гаражи по цвету. Можно устроить цветные дни - пусть в среду вся одежда, еда, игрушки и даже вода в ванной будут зеленые, а в четверг - красные, ищите предметы выбранного цвета на улице.

Очень важно научить ребенка передаче цвета предмета в продуктивной деятельности (нарисовать зеленую траву, слепить красный цветок, наклеить желтое солнышко и т.д.).
Именно продуктивная изобразительная деятельность - рисование, лепка, аппликация - отлично знакомит с цветом. Здесь знакомство начинается с беспорядочных каракулей, штрихов, пятен. Малыш еще не может удержать кисть и делает первые рисунки пальцем, ладошкой. Такие занятия не только развивают координацию движений, но способствуют накоплению цветового опыта. На раннем этапе привлекают детей наиболее чистые цвета. Позже малышу становится интересен не только процесс закрашивания, но и восприятия пятна, у ребенка возникают ассоциации по цвету и форме. Ассоциативный рисунок отличается от первых каракулей тем, что кроха уже дает характеристику цвета. В начале и в конце третьего года жизни процесс рисования существенно отличается. Это говорит о развитии восприятия, представлений, образно-смысловой стороны деятельности. У детей появляется желание находить как можно больше цветовых оттенков и придумывать им названия. Например, красный цвет - кирпичный, томатный. Таким образом, за каждым цветом закрепляется типичная ассоциация. Разумеется, у всех детей она может быть разная. Но выделяются наиболее популярные, такие как красный - Дед Мороз, помидор; оранжевый - апельсин; желтый - солнце; зеленый - лягушка, трава; голубой - небо, вода; синий - море; фиолетовый - свекла, баклажан.
Многие названия цветов сами по себе являются ассоциативными. Например, сиреневый (как сирень), лимонный (как лимон). Запомнить такие названия малышу будет несложно, если вы вместе подумаете, почему тот или иной цвет или оттенок называется именно так. Эта игра поможет не только выучить новые цвета, но и расширить словарный запас и потренировать наблюдательность. Вот еще примеры таких цветов: шоколадный, фисташковый, малиновый, васильковый, соломенный, оливковый, золотой, бирюзовый, морской волны, сливовый, стальной, персиковый, вишневый и т.п.
Лепка и аппликация прекрасно дополняют занятия с красками. Ведь малыш не только видит, но и руками чувствует колобки разноцветного пластилина, мнет цветную бумагу.
Поиграйте в «изобразительные» игры. Для самых маленьких подойдут «прятки»: спрячьте желтых мышек от кошки, закрасив их желтым. Пусть ребенок продолжит рисовать начатые вами линии того же цвета или вернет на место перепутанные колпачки от фломастеров. Поиграйте в «Волшебную водичку», для этого заранее приготовьте прозрачные баночки с водой, нанесите на крышечки немного цветной гуаши и аккуратно закройте. Пусть малыш потрясет их и посмотрит, как вода окрашивается. Дайте ребенку черный лист, пускай он нарисует цветной салют в небе, или поле цветов на зеленой бумаге.
Замечательно развивают цветовое восприятие детские книги с хорошими иллюстрациями. Есть специальные издания, посвященные разным цветам. Но для изучения цвета подходят и художественные книги с крупными рисунками на каждом развороте - для самых маленьких читателей. Не превращая чтение в дидактический процесс, иногда отмечайте цвет нескольких предметов на странице, через несколько дней выбирайте другие предметы. Существуют рассказы для малышей, которые специально написаны о различных цветах, например «Петух и краски» Владимира Сутеева. Есть литературные произведения для знакомства с цветами радуги, от всем известной поговорки «Каждый охотник… » до замечательных стихов: А. Венгер «Цвета радуги», Л.Б. Дерягина «Сказка о том, как на свете появились краски», Н. Ефремова «Цветная страна».

ОБ ИЗУЧЕНИИ ОТТЕНКОВ
После того, как ребенок научится узнавать и различать основные цвета, можно переходить к изучению оттенков. Игры на различие оттенков помогают познакомить малыша с общепринятой системой цветовых тонов, включающей как переходные фазы от одного цветового тона к другому, так и варианты одного цвета по насыщенности, а еще позволяют классифицировать цвета в зависимости от их свойств: светлые - темные, теплые - холодные.
Игры на подбор цветов и оттенков: подбирайте к разноцветным кружочкам из картона наиболее близкие по цвету предметы и мебель в доме. Сделайте сенсорную коробку с крашеным рисом и игрушками одного цвета, но разных оттенков. Можно подготовить для занятий специальные карточки разных оттенков или использовать готовые дизайнерские веер-пантоны. Уже лето, а значит - пантон в руку и вперед на улицу - подбирать оттенки карточек к цветам на клумбах, зелени в парках и пр. Оттенков в природе великое множество!
Игры на различие светлых и темных оттенков: нарисуйте улицу в дневное и вечернее время, подберите темные и светлые майки двум командам футболистов. Налейте в несколько прозрачных стаканчиков одинаковое количество раствора краски, добавте в каждый стаканчик разное количество воды, и посмотрите, как меняется оттенок от темного к светлому. Более сложные варианты игр - это упражнения на подбор оттенков одного цвета с постепенным переходом от темного к более светлому и наоборот. Например, игра «Гусеница», в которой нужно выбрать из предложенных кругов образцы нужных оттенков и сделать цветовую растяжку от светлой головы гусеницы к темному хвосту с постепенным переходом.
Игры на различие холодных и теплых цветов: составить букет из бумажных цветов холодных оттенков для снегурочки и теплых - для солнышка. Детям постарше можно предложить нарисовать жар-птицу и Снежную Королеву, пустыню и Северный Полюс.
Игры на различие оттенков одного: сделайте трафареты с изображениями растений, близких по цвету: помидора и моркови, мака и шиповника, незабудки и сливы, розы и сирени, василька и баклажана. Или поиграйте в цветное лото с предметами разных оттенков одного цвета. Подберите к бумажным платьям поясок подходящего оттенка (платья одного цвета, но разных оттенков, удобно вырезать из каталогов одежды или журналов мод).

Вы и малыш чудесно проводите время за цветными играми, но как же узнать, сформировалось ли у ребенка восприятие цвета? Ответ утвердительный, если он умеет:
- соотносить цвета с образцом;
- находить цвета и оттенки по названию;
- правильно называть цвета и оттенки.
А если пока что-то не удается, продолжаем играть!

Список использованной литературы:
1. Венгер, Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников: Пособие для воспитателей детского сада/ Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, З.Н. Максимова, Л.И. Сысуева; под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 19737г. - 110с.
2. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи - Москва: Просвещение, 1983 - с.64
3. Башаева, Т.Б. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук: Популярное пособие для родителей и педагогов./ Т.В. Башаева. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 240с.
4. Дубровская, Н.В. Цвет и особенности его восприятия детьми дошкольного возраста:/ Н.В. Дубровская// Журнал Дошкольная педагогика. - 2003. - №6 (15) - С. 21 - 26.
5. Дерягина, Л.Б. Радуга-дуга: Запоминаем цвета, развиваем речь и художественный вкус: пособие для детей, родителей и воспитателей/ Л.Б. Дерягина. - СПб.: Издательский дом «Литера», 2005. - С.32.

Правильное сочетание цветов и цветовосприятие - одна из самых сильных сторон дизайнера. С помощью цвета можно не только сделать акцент на чем-то, но и передать настроение или важность информации.

В сегодняшней подборке мы собрали 13 игр, которые помогут не только развить навык цветовосприятия, но и освоить технику составления цветовых кодов.

Ну и спасти мир от цветных пришельцев - вы тоже сможете:)

kolor.moro.es

Kolor - игра на сопоставление цветов. Ваша задача: выбрать из 4-х вариантов тот цвет, который соответствует отображаемому на экране.

С каждым угаданным цветом, сложность увеличивается: различия в цветах становятся все менее и менее заметны.

Hex Invaders

Игра Hex Invaders , разработанная веб-агентством 352inc, создана для освоения цветовой палитры RGB. Вам прийдется примерить на себя роль дизайнера-спасителя, который уничтожает космических цветных пришельцев! Стреляйте по тому пришельцу, чей RGB-код отображен на экране!

RGB Guessing Challenge

После успешного освоения игры Hex Invaders, можете смело переходить на RGB Guessing Challenge - усложненный вариант ориентирования в цветовых GRB-кодах.

По отображенному на экране коду цвета, вам необохимо распознать этот цвет.

A Color Matching Game

A Color Matching Game разделена на 6 секций, в каждой из которых задания, связанные с поиском нужного цвета на цветовом круге.

В каждой секции, которая открывается после завершения предыдущей (вне зависимости успешно или нет) уровень сложности растет: сначала вам необходимо выбрать лишь 1 нужный цвет на круговой палитре, затем выбрать нужный цвет и его насыщенность, после чего количество цветов, которое вы должны выбрать правильно растет: сначала 2, затем 3 и 4.

После прохождения всех секций, вы получаете оценку по 10-бальной системе.

Odd one out

Odd one out - классическая игра «найди отличие»: на экране отображается поле, на котором все клетки одинакового цвета и лишь одна - другого. Ее то вам и нужно найти.

С каждым новым уровнем сложность увеличивается: отличить нужную клетку от остальных становится довольно проблематично.

ColorRun

ColorRun - мобильная игра, разработанная для iOS и Android устройств. Суть ее игры точно такая же, что и у A Color Matching Game - нужно найти более светлый оттенок отображаемого цвета на экране. Но всего на поле будет 2 блока: т.е. не нужно сначала осматривать все поле, как в A Color Matching Game (что логично, ведь экран мобильного телефона не такой большой), а сразу нажимать на правую или левую половину экрана - какая светлее.

ColorMindblow

Игра ColorMindblow поможет развить внимательность к цвету и тексту: вам нужно нажимать кнопки T (если правда) или F (неправда) если слово, написанное на экране обозначает цвет фона экрана.

На английском в это играть довольно легко, т.к. мы не сильно вчитываемся в слова, а вот на русском такая игра вызывала бы большие проблемы.

Online Color Challenge

Задача игры Online Color Challenge развить цветовосприятие: необходимо выстроить правильный градиент от одного цвета к другому, используя 20 блоков с чуть-чуть отличающимся цветом.

Конечно, все сильно зависит от калибровки вашего монитора, но большинство задач не такие сложные, как кажутся, и с ними легко справиться.

blendoku

blendoku - еще одна игра для iOS и Android, в которой от игрока требуется составить правильный градиентный переход.

Чем выше уровень сложности, тем больше блоков потребуется расставить: сначала - всего 4 блока, потом - 6, а затем - градиентные переходы между цветами из более чем 20 блоков.

Color Practice

Цветовая игра Color Practice создана только для пользователей iPad. В этой игре ваша задача состоит в расположении всех цветовых блоков на экране в правильном порядке: по насыщенности, яркости и цвету.

Color Sheep

Еще одна мобильная игра Color Sheep , в которой вы в роли овцы должны справляться со стаями RGB-волков, правильно подбирая «оружие» в виде цвета против каждого соперника.

Rigibi

В Rigibi основная задача состоит в правильном сочетании цветов RGB-модели. Всего в игре 99 уровней, после прохождения которых вы точно будете понимать принцип формирования цветовых кодов и их смешивания для получения нужных оттенков и цветов.

Dots

Dots - первая игра от разработчиков очень популярной игры Two Dots. Суть игры Dots - в правильном соединении точек одного цвета, комбинировании цветов, а также выстраивании правильного градиента.

О том, как цвет может определить вашу игру и как с ним лучше работать.

Цвет – один из самых мощных инструментов при создании игры. Цвета могут привлекать внимание, направлять ваших игроков к тому, что вы считаете важным. Они также могут быть использованы для скрытых подсказок о героях и их мире. При правильном использовании цвета задают тон игры, говорят вам, где вы и куда вам нужно идти.

Начинать создание цветовой палитры может быть сложно, поэтому давайте разберем процесс шаг за шагом.

Краткий обзор теории цвета

Хотите вы этого или нет, выбранные вами цвета имеют значение и это значение может меняться в данном контексте. Изучение восприятия цветов началось очень давно. Большая часть современной теории цвета имеет исторический контекст и глубокое культурное значение. Знакомство с ней позволит вам использовать цвета в вашу пользу или разрушить предубеждения игрока новым и креативным образом.

  • Красный – сильные эмоции: любовь, страсть, гнев, но также и тепло
  • Оранжевый – радость и энтузиазм, но в то же время разочарование и свежесть
  • Желтый – счастье или трусость
  • Зеленый – природа, зависть, болезнь или алчность
  • Синий – спокойствие, холод, серьезность или мужественность
  • Фиолетовый – королевское благородство, качество и роскошь
  • Черный – загадка, зло или горе
  • Белый – честность, добро, чистота, святость, невинность или траур

Выбор цветовой гаммы

Цветовая гамма вашей игры – отличный способ задать настроение и атмосферу мира, с которым будут взаимодействовать ваши игроки. Выбор палитры зависит от того, какой опыт вы хотите создать и какую историю вы хотите рассказать.

Теплые тона :

Цвета, о которых вы думаете, когда слышите об осени или закате. Теплые цвета могут ассоциироваться как с теплом и комфортом, так и с агрессией, поэтому от того, как вы их используете, зависит их смысл. Они могут сообщать, что вы в безопасности, или то, что пришло время идти воевать.

Холодные тона :

Оказалось, что будущее – синее. Или, по крайней мере, что-то холодное и яркое. Холодные цвета часто используются в sci-fi играх, чтобы описать безразличное и дезинфицированное будущее. В сочетании с яркими вставками теплого цвета эта картина может быть впечатляющей.

Вестерн/антиутопия :

Конец мира (как географический, так и метафорический) – коричневый, серый и безжизненный. Однако из-за приглушенной общей палитры яркие цвета действительно выделяются и могут подчеркнуть важную информацию для ваших игроков.

На скриншоте из Metro 2033 Redux вы можете заметить, как ваш взгляд притягивает запястье героя, даже несмотря на его маленький размер. Синий свет обозначает ваш стелс-режим, а числа – количестве патронов. Это очень важная информация для вашего выживания, которая выделяется из окружающего тусклого мира в ярком контрасте.

Нуар/киберпанк :

Нуар (и визуально похожий киберпанк) выделяется высоким контрастом между глубокими тенями и яркими участками. Текстура и цвет важны для подчеркивания важной информации для ваших игроков в темном и опасном мире.

Например, в Far Cry: Blood Dragon мир в основном окрашен в темно-синие и темно-фиолетовые тона. Яркий неоновый свет обозначает важные локации и опасных существ, чтобы привлечь вас или предупредить.

Монохромная/ограниченная палитра :

Эти минималистские стили очень ограниченно используют цвет для драматического эффекта. Сочетание с другой палитрой может быть очень неожиданным и привлекательным.

Создайте свою тему и разрушьте несколько правил

Напоминаю, что это только общие закономерности: многие интересные цветовые палитры появились при разрушении этих правил. Как и ваша игра не должна принадлежать только к одному жанру, ваши палитры могут смешиваться для правильного эффекта.

Некоторые способы использования цвета

При выборе цветовой гаммы подумайте, какой цели она будет служить. Это может помочь вам решить, насколько контрастными будут ваши цвета, какое настроение вы хотите создать с их помощью и в чем вы хотите убедить ваших игроков. Все это – часть процесса выбора.

Ориентирование

Самое частое использование цвета в играх – ориентирование. Используя контрастные цвета, вы привлекаете внимание к определенным направлениям и объектам. Однако вы всегда можете продвинуться еще дальше.

Вы можете сделать контрастными только самые важные объекты, как в игре Super Hot!, оставив всё остальное обесцвеченным. Это привлекает все внимание к ключевым объектам значительнее, чем низкоконтрастная палитра.

Или вы можете использовать драматическое освещение нуарной эстетики (как в Bioshock), чтобы создать гнетущую атмосферу, которая сама подталкивает ваших игроков к свету. Люди движутся к нему по умолчанию, и, если вы смешаете темную и предвещающую зло палитру с теплыми цветами для ключевых объектов, игроки пойдут к ним сами.

В каком движении вы ни захотели бы двигаться, помните, что это не должно быть простой подсказкой. Цвета могут рассказывать историю мира, который вы создаете для игрока.

Сообщение об опасности и безопасности

Для ваших игроков важно знать, когда надвигается опасность, а когда она отсутствует. Как у игрового дизайнера, у вас есть много инструментов, и цвет может быть скрытой (или не такой скрытой) подсказкой, что обстоятельства изменились.

В шутерах экран часто становится красным, черным или белым, когда игрок получает много ущерба и находится в смертельной опасности. В серии Splinter Cell цвет вокруг игрока становится менее насыщенным, когда он находится в безопасности, и более насыщенным, когда его обнаруживают.

История и развитие героя

В играх это используется не так часто, но цвет может быть отличным индикатором развития персонажа. Эту концепцию недавно использовала игра Nier: Automata. Она использует цвет и его отсутствие, чтобы показать различие между тем, во что верит героиня, и тем, что она видит в жизни. Эта концепция кажется обыденной и безжизненной, но при исследовании мира оказывается динамичной и полной жизни.

Инструменты и хитрости для создания ваших палитр

Иногда вы можете сразу открыть Photoshop и начать экспериментировать с цветами. Это хороший подход, и он может принести вам цельную палитру. Если это работает для вас, убедитесь, что вы выровняли цвета и прошлись через режимы смешивания слоев. Это отличный способ найти родственные цвета, которые отличаются друг от друга, но не слишком далеки.

Если вы предпочитаете более прямой подход, вот несколько полезных инструментов:

Оба этих инструмента позволяют вам создавать собственные цветовые гаммы и предоставляют вам библиотеку готовых палитр для вдохновения.

Они также часто предлагают возможность создания палитры на основе изображения. Я часто использую такой метод: беру фото из Интернета (пейзаж или уличную фотографию) и загружаю в один из этих инструментов, чтобы получить точку для старта. Затем я корректирую цветовую гамму, чтобы она лучше подходила к тону, который я ищу.

Еще один отличный инструмент для создания сложных цветовых палитр. Если вы не знаете, с чего начать, используйте генератор случайных цветовых гамм для старта.

Основанный на инициативе WCAG 2.0, инструмент ACM – это хороший способ удостовериться, что ваша палитра полностью доступна для людей с нарушениями зрения. Это должно быть вашим вторым шагом после создания цветовой гаммы для игры.

Другие источники вдохновения

Кинематограф и фотография экспериментируют с цветом уже больше века, и у них есть много интересной информации. Вот несколько раскрывающих эти темы видео с YouTube для вашего вдохновения:

Цвет в фотографии

Уже давно я обещаю написать статью про то, как научить ребенка различать цвета и про то, как мы делали это с Таисией. Судя по количеству приходящих мне вопросов, эта тема интересует многих мам. Это неудивительно, ведь знание цветов – это неотъемлемая часть сенсорного развития малыша. Знакомство с цветом значительно расширяет представления ребенка о мире, позволяет ему классифицировать все окружающие предметы еще одним способом – по цвету. Кроме того, умение различать цвета открывает перед ребенком новый пласт интересных развивающих игр.

Когда ребенок начинает различать цвета?

Специалисты утверждают, что для ребенка мир приобретает краски уже в течение первых 3-4 месяцев жизни. Действительно, ребенок может обращать внимание на контрастные рисунки, неодинаково реагировать на погремушки разных цветов, но об осознанном разделении цветов в этом возрасте, конечно, говорить еще рано. Умение находить определенный цвет среди остальных и уж тем более называть цвета появляется у малыша значительно позже, не раньше 1-1,5 лет . Ну а точные сроки зависят исключительно от того, будете ли вы уделять внимание изучению цветов с ребенком.

Называть цвета вовремя игр с малышом можно уже и до года, вреда от этого не будет. Ну а после года можно вводить специальные «цветовые» игры, о которых пойдет речь в этой статье. Эти игры подойдут и для малышей 2-3 лет, которые еще путаются в названиях цветов.

Готовность ребенка к запоминанию названий цветов можно очень просто проверить. Играя, с кубиками (конструктором, шариками в сухом бассейне…), возьмите, например, красный кубик и попросите малыша найти точно такой же , одинаковый . Если ребенок понял вас и справился с задачей, можно утверждать, что цвета он различает и готов к изучению их названий.

Учим цвета во время повседневных игр и прогулок

Вообще говоря, я убеждена, что для того, чтобы научить ребенка различать основные цвета, нет большой необходимости в специальных занятиях, достаточно просто регулярно называть цвета во время ваших обычных игр. – обязательно проговаривайте цвета карандашей, строите из кубиков, конструктора или мозаики – тоже не забывайте вспоминать оттенки деталей. То же касается и одевания, прогулки, и других ваших любимых занятий – в разговоре постоянно называйте цвета окружающих вас предметов и игровых материалов.

Только помните, что «учить цвета» — это вовсе не значит, что надо постоянно экзаменовать ребенка «Скажи, какой это цвет», «Покажи, где красный» и т.п. Ребенок, как и любой другой человек, не слишком любит, когда ему устраивают проверку знаний, поэтому поначалу просто называйте цвета и сами отвечайте на свои вопросы «Где у нас желтый кубик? Вот он!» «Давай нарисуем траву зеленым карандашом».

Как научить ребенка различать цвета? Игры

В «сортировочных» играх от ребенка требуется разделить предметы на группы, ориентируясь на их окраску, от вас же требуется постоянно озвучивать названия цветов , чтобы они отложились в голове у малыша. Что можно сортировать? Вот несколько вариантов игры:

    Из любой ненужной коробки вы можете сделать цветовой сортер, достаточно обклеить коробку цветной бумагой и сделать несколько прорезей. Проталкивать в прорези можно детали мозаики, разноцветные скрепки, пуговицы и т.д. Наш сортер сделан из коробки от чая и деталей мозаики. Встречаются иногда и готовые варианты .

  • Выкладываем на полу игрушки и другие небольшие предметы обихода и предлагаем малышу рассортировать их по коробкам соответствующей окраски. Вместо коробок можно подготовить большой лист бумаги с разноцветными секциями. У нас игра проходила гораздо динамичнее, когда мы распределяли цветные секции между Таисией и ее любимой игрушкой. Например, Тася отбирала все красные предметы, а кукла Маша – желтые.
  • Находим маму-наседку для каждого яичка, ориентируясь на окрас.

Все яички складываем в прикрепленный к курице обрезанный пластиковый стаканчик.

Вариантов цветных сортировок можно придумать огромное количество, все их тут не перечислить. Вы можете раскладывать разноцветных бабочек по цветочкам, фрукты и овощи по корзинкам, а разноцветных зверюшек расселять по домикам… Кстати, в Копилке игр от читателей есть еще хорошие .

2. Игры из серии «Подбери пару»

Игры из разряда «Подбери пару» хорошо применимы и для изучения цветов. Можно подбирать крышки для домиков, колпачки для гномиков или клоунов, жилище для разноцветных человечков и т.п.

Можно попробовать такой вариант игры: разложите перед малышом заранее неправильный вариант и попросите его исправить ошибки.

3. Цветное лото

Игры по принципу лото становятся интересны детям примерно в год с небольшим. Конечно, пока малыши не играют по взрослым правилам, а просто подбирают карточки к игровому полю с картинками.

В цветном лото на каждом игровом поле картинки имеют только один цвет. (Пример цветного лото можно СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ ). Поэтому чтобы собрать такое лото, ребенку нужно отобрать карточки заданного цвета среди остальных и правильно разместить их на поле.

В более усложненной версии можно одновременно использовать 2-3 игровых поля, а также учиться сопоставлять цветные и черно-белые изображения, как в игре «Гномики и домики » (Ozon , My-shop , Read ) от «Школы семи гномов».

4. «Цветные» дни

Этот метод знакомства с цветом сейчас очень популярен. Заключается он в том, что в течение одного дня (а некоторые даже растягивают это удовольствие на целую неделю) ребенок очень часто «наталкивается» на один и тот же цвет, регулярно слышит его название и соответственно быстро запоминает. Так, в день красного цвета вы с малышом можете одеться в красную одежду, отыскать все красные игрушки и даже поесть красные фрукты и овощи. Разумеется, все это время вы будете напоминать ребенку о том, какой цвет встречается у вас на пути. Вот примерный список того, что можно делать в «цветной» день:

    Разглядываем вместе с малышом заранее подобранные игрушки изучаемого цвета;

  • Надеваем одежду соответствующих тонов;
  • Проходим по квартире в поисках игрушек и других предметов изучаемого цвета;
  • На прогулке отыскиваем машины нужной нам окраски;
  • Играем с цветовой ;

  • Рассматриваем книгу или карточки с картинками нужного нам цвета (скачать пример карточек );

  • Играем в лото заданного цвета (см.выше);
  • Включаем в меню продукты изучаемого цвета (Например, для красного дня подойдут: ягоды, помидоры, красные яблоки, гранаты; для зеленого : виноград, зеленые оливки, салат, горошек, зеленые яблоки, стручковая фасоль, киви, авокадо; для желтого : банан, кукуруза, желтые яблоки, лимон, масло, сыр, ананас; для белого : рис, творог, манная каша, молоко; для оранжевого : морковь, абрикос, тыква, апельсин)

5. Карточки Домана «Цвета»

Если честно, я считаю, что изучение цветов по – это самый простой и в то же время самый эффективный метод , особенно если речь идет не о слишком «ходовых» тонах. На занятия по Доману требуется минимум усилий и времени, а цвета запоминаются практически гарантировано, особенно, если раньше малыш уже имел опыт взаимодействия с карточками. Только помните, для того, чтобы через месяц выученные цвета не вылетели у ребенка из головы, их названия необходимо закреплять посредством других игр (сортировать по цветам, играть в лото и т.п.).

Что еще важно: учите только те оттенки, которые вы сами различаете и названия которых вы действительно готовы употреблять в своих играх и беседах. Не стоит увлекаться наборами вроде «100 цветов» от «Умницы». Какой смысл учить, например, пурпурный оттенок, если встретив его в жизни, вы сами, скорее всего, назовете его фиолетовым. Это только запутает ребенка.

Мы с дочкой принялись за изучение цветов по карточкам в 1 год 4 месяца (к тому времени Тася уже знала и показывала четыре основных цвета). По карточкам за несколько дней мы запомнили еще 14 цветов (итого в нашем арсенале стало 18) и начали упоминать их названия в своих играх. Тех, кто скептически относится к методике Домана, могу заверить, что Таисия и по сей день не забыла ни одного из изученных тогда цветов!

Подробнее о методике Домана и о принципах занятий читайте . «Цветные» карточки можно СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ , а купить ЗДЕСЬ .

6. Настольные игры

После 2-2,5 лет для закрепления знаний о цветах можно использовать настольные игры. Вот, например, хороший вариант:

(Ozon , My-shop ) и ее аналог — игра «Фигуры» , о них я писала раньше .

Развивающие мультфильмы

Хорошим подспорьем в изучении цветов могут стать развивающие мультики. Пара мультфильмов на эту тему:

Книги

Не забывайте и о книгах. В стихотворно-художественной форме про цвета можно почитать, например, в «Разноцветной книге» Маршака , или у Сутеева в рассказе «Петух и краски» (как правило, публикуется в сборниках Сутеева ).

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «gamemodx.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «gamemodx.ru»