Игры для детей по экологии конспект. Дидактические игры, направленные на развитие экологической культуры детей дошкольного возраста. Дидактическая игра "гномы в лесу"

Подписаться
Вступай в сообщество «gamemodx.ru»!
ВКонтакте:

Непосредственно-образовательная деятельность для детей 4-5 лет.
«Экологические природоведческие
игры».


Вид непосредственно-образовательной деятельности:
интегрированный.

Интегрируемые области : «Познавательное развитие», «Социально — коммуникативное», «»Речевое «», «Художественно – эстетическое.

Форма НОД: групповая.

Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая.

Программное содержание:

  • Закрепить умение детей устанавливать взаимосвязи между живым и неживым в природе:

а). Зависимость произрастания растений от среды обитания.

б). Зависимость роста растений от почвы, воды, света, тепла.

  • Формировать у детей представления о взаимосвязи между неживым в природе:

а). Зависимость состояния воды от температуры.

б). Понимание круговорота воды в природе.

  • Продолжать учить решать проблемные ситуации на экологическую тематику.
  • Развивать умение анализировать и обобщать полученные знания.
  • Формировать экологическую грамотность детей.

Предварительная работа:

  1. Длительные наблюдения в уголке природы за комнатными и водными растениями.
  2. Эксперименты с растениями, водой.
  3. Чтение книг о природе: Моршаковской, С. Жипанина, О. Григорьева

В. Лившица, Б. Заходера.

  1. Рассматривание иллюстраций о природе.
  2. Беседы с детьми на темы:

а). » Вода вокруг нас»

б). » Куда бежит река»

в). » Это волшебница вода»

г). » Почему надо беречь воду»

д). » Ходит капелька по кругу»

  1. Наблюдения за живым и неживым в природе.
  2. Экскурсии в парк, сад.
  3. Изготовление карточек для игр.

Материалы к НОД:

  1. Экологические природоведческие игры.

а). » Раз, два, три- правильно собери».

б). » Что нужно растению».

в). » Ходит капелька по кругу».

г). » Какой бывает вода?».

  1. Схема игровой комнаты.
  2. Игрушки.
  3. Листы бумаги, кисти, поролон, куриные перья, гуашь, краски.

Взаимодействие с семьей:

Помощь родителей в изготовлении карточек для игр.

Взаимодействие со специалистами:

обеспечение фоновой музыки в реализации деятельности НОД.

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

Педагог : Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в необычное путешествие- страну игр. Но игры исчезли. Кто же их спрятал? В гости к детям прилетает попугай Кеша (игрушка), он знакомиться с детьми и сообщает им, что это он спрятал все игры, а найти их можно по схеме групповой комнаты, ориентиры- круги на схеме.

  1. 1 . Дети отыскивают первую игру » Раз, два, три- правильно собери».

Ребята собирают растение из частей в целое, называют его, находят в уголке

Проблемная ситуация:

Среди комнатных растений находится: роголистник, папоротник

(таиландский).

— Почему у нас нет таких растений в уголке природы?

Так как они живут в воде, они не могут находиться среди

комнатных растений, они погибнут.

Вывод : Комнатные растения растут в горшочке с землей (корень, стебель, листья).

Водные растения живут в воде.

  1. По схеме переходят к игре » Что нужно растению?».

Дети отбирают только те карточки, на которых изображено, что нужно растению для жизни и росту (вода, тепло, почва, рыхление).

Вопросы:

1). Как можно помочь растению? (полить, согреть, порыхлить почву).

2). Нужно ли растению. Например: одеяло, игрушка, зонт.

Дети устанавливают взаимосвязь живого (растения), от неживого(вода, температура, почва).

  1. Физкультурная минутка:

Руки подняли и покачали- (плавные покачивания поднятыми)

Это деревья в лесу. (в верх руками.)

Руки нагнули, кисти встряхнули (встряхивание рук перед собой)

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем (горизонтальные одновременные)

Это к нам птицы летят. (движения руками вправо- влево)

Как они сядут, тоже покажем — (руки за спину)

Крылья сложили назад.

  1. Затем дети переходят к игре » Ходит капелька по кругу».

Сидя на ковре, дети по карточкам, составляют круговорот воды в природе.

Проблемная ситуация:

Воспитатель убирает карточку с изображением солнца.

Что будет, если исчезнет солнце?

(капелька не попадет вверх)

Кладет солнце, убирает тучу.

А если исчезнут тучи?

(капель не попадет вниз)

Вывод: капелька ВСЕГДА ходит по кругу вверх- вниз.

В природе все взаимосвязано, одно без другого не

может существовать.

  1. Воспитатель обращается к детям: » Ребята, а где у нас в группе находиться вода? (в кране, бокале, колбочке).

Там вас ждет еще одна игра «Какой бывает вода?»

Вопросы:

Скажите, какое сейчас время года? (весна)

Найдите из множества карточек и расскажите, какой бывает вода

весной? Почему? (радугой, росой, туманом, дождем)

Ребята, а на оставшихся карточках — в какое время года

она бывает в таком состоянии? (зимой)

(льдом, сосулькой, морозными узорами, инеем). Почему?

Выводы:

Изменения состояния воды происходит от изменения времени

времени года. Зимой — холодно, летом — тепло.

Вот какой разной бывает вода: широкой речкой и маленькой капелькой;

яркой радугой и хмурой тучей.

А для вас ребята, какой представляется вода?

Давайте ее нарисуем.

Дети выполняют рисунок, используя поролон, куриное перо, палочки, кисть.

В конце занятия дети дарят рисунки новому другу — попугаю Кеше.

Литература

  1. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном

возрасте.1992г.

  1. Николаева С.Н. Любовь к природе воспитываем с детства. 2002г.
  2. Рыжова Н.А. Волшебница вода. 1998г.
  3. Рыжова Н.А. экологические игры в воспитании ребенка. 2004г.
  4. Соломахина Г.И. Формирование основ экологического мировоззрения у

детей дошкольного возраста. 1994г.

Название: Конспект занятия по экологии в средней группе «Экологические природоведческие игры»

Должность: воспитатель первой категории
Место работы: МОУ детский сад №295
Месторасположение: город Волгоград, Красноармейский район

Конспект. Игра – путешествие «Мы экологи»
(для детей старшей и подготовительной к школе группы)

Автор: Дощечникова Юлия Сергеевна,
воспитатель, МБДОУ "Детский сад №9 "Журавушка" городского округа г.Урюпинск Волгоградская область

Описание материала: Предлагаю вашему вниманию игру - путишествие "Мы экологи" предназначенный для детей старшего дошкольного и подготовительного к школе возраста. Данный материал будет полезен для воспитателей старшей и подготовительной групп. Игра поможет детям проверить свои знания о природе родного края.

Цель: закрепление знаний детей о природе родного края.
Задачи:
Образовательные: Обобщить и закрепить знания детей о природе родного края;
Развивающие: развивать умение детей действовать сообща, как одна команда;
Воспитательные: воспитать взаимовежливое отношение друг к другу.
Материалы и оборудование: плоды и семена деревьев, семена в мешочках, 2 удочки и рыбки, распечатанные на картоне, воем – лист ватмана с приклеенными изображениями водорослей на магнитах, газеты, дидактические карточки «Животные», карточки с изображением цветов, карточки с маршрутом, сладкие призы.
Приемы и методы: словесный, игровой, разьяснение.

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами совершим путешествие в увлекательный мир природы. Для этого нам нужно две команды. Одна команда – девочки: название их команды - Умнички, вторая команда – мальчики – с названием Удальцы.
Мы отправляемся!

1. Станция «Семенная» - наша первая станция.
Игра «Плоды и семена».
Перед командами лежат игровые поля и плоды и семена деревьев, командам необходимо разложить правильно плоды и семена по своим местам.
Материалы и оборудование: поле для игры на которых есть клеточки с названиями и изображением деревьев, семена и плоды растений.

Игра «Семена в мешке»
Командам раздаются мешочки с семенами, не заглядывая в них им необходимо определить, что там за семена.
Материалы и оборудование: мешки с семенами.

2. И наш поезд приближается к станции «Речная»
Игра «Рыбалка»
Правила игры: Кто быстрее выловит всех рыб из озера. По три человека от каждой команды. Побеждает та команда, которая выловит в командном счете больше рыб. Одновременно на поле находятся по одному человеку от каждой команды. Выловив рыбу игроки производят подсчет – результат записывается, рыба выпускается на игровое поле. Второй участник приступает к «Рыбалки». После прохождения всех трех участников производится общий подсчет набранных рыб.
Материалы и оборудование: 2 удочки с магнитами и набор рыбок из бумаги на конце каждой из рыб прикреплена железная шайба. Игровое поле состоит из озера размером «Ватман», на нем есть области «Водоросли», с обратной стороны которых большие магниты, притягивающие удочки (имитация ситуации «запутавшейся в водорослях удочки».

3. Следующая станция «Горная»
Игра «Альпийская горка»
Правила игры: командам выдается газеты
Ваша задача заключается в том чтобы построить за одну минуту самую высокую гору из этой газеты, ее можно рвать, можно мять а можно ставить целиком.
Материалы и оборудование: газета

4. Станция «Зоологическая»
Игра «Крокодил»
Цель игры: Показать при помощи жестов какое животное изображено на карточки.
Правила: Игроки садятся перед ведущим (объясняющим). Водящий берет карточку с изображением животного и показывает его при помощи жестов и мимики, но нельзя произносить ни звука, только жесты.
Материалы и оборудование: дидактические карточки для игр.

5. Станция «Цветочная»
В группе или территории спрятаны карточки с изображениями цветов, детям необходимо найти их и назвать, те цветы, которые нашли. Побеждает команда, нашедшая больше и назвавшая больше цветов.
Материалы и оборудование: карточки с изображением цветов.

6. И на конец последняя станция «Туристическая»
Игра «Найди клад»
Каждой команде раздается карта с указанием пути к кладу. В определенных местах приклеиваются сладкие призы. Следуя указаниям необходимо найти приз.
Материалы и оборудование: карточки с маршрутом, сладкие призы.

Поведение итогов, награждение победителей.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. Экологические игры способствуют не только получению знаний о предметах и явлениях природы, но и формируют навыки бережного и неразрушающего обращения с окружающей природой.

Играя, дети учатся: любить, познавать, беречь и множить.

Предлагаемые игры содержат интересные факты о жизни животных и растений, головоломки и замысловатые вопросы о природе и способствуют развитию любознательности.

Игра с мячом «Я знаю…»

Цель : Формировать умение называть несколько предметов объекта одного вида.

Развивать умение объединять предметы по общему признаку.

Игровые действия:

Дети становятся в круг, в центре – ведущий с мячом. Ведущий бросает мяч и называет класс объектов природы (птицы, деревья, цветы, животные, растения, насекомые, рыбы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю 5 названий цветов» и перечисляет (например, ромашка, василёк, одуванчик, клевер, кашка) и возвращает мяч ведущему. Второму ребёнку ведущий бросает мяч и говорит: «Птицы» и так далее.

«Птицы, рыбы, звери»

Цель: Упражнять детей в умении называть предмет определённой группы предметов.

Игровые действия:

Ведущий бросает мяч ребёнку и произносит слово «птицы». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например, «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться. Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».

«Угадай, что в руке»

Цель: Различать на ощупь овощи, фрукты и ягоды.

Игровые действия:

Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи овощей, ягод и фруктов. Дети должны отгадать. Воспитатель показывает, например, грушу и просит определить, у кого такой же предмет объекта (фрукт, овощ, ягода).

«Угадай, какая птица поёт?»

Цель: Умение определять по звуковой записи голоса птиц.

Определять, какая птица поёт и как поёт (тонко, звучно, мелодично, крикливо, тихо, протяжно и так далее).

Воспитывать интерес и заботливое отношение к птицам.

Игровые действия:

Педагог предлагает послушать запись голосов птиц. Надо определить, какая птица поёт. Как можно определить по голосу какая птица поёт и как. Предложить детям поупражняться в произнесении звуков песенок птиц. В игре используется диск с записью голосов птиц.

«Растения леса, сада, огорода»

Цель: Расширять знания детей о растениях леса, сада и огорода.

Игровые действия: аналогично игры «Я знаю...»

«Сад - огород»

Цель: Закреплять знания детей о том, что растёт в саду или в огороде.

Развивать у детей память, внимание.

Игровые действия:

Воспитатель приносит корзину с овощами и фруктами.

Дети, я нечаянно перепутала овощи и фрукты. Помогите мне, пожалуйста. В процессе игры дети обобщают предметы одним словом, определяют место произрастания овощей и фруктов.

«Что это такое?»

Цель: Упражнять детей в умении отгадывать предметы живой или неживой природы.

Рассказывать признаки предметов.

Игровые действия:

Воспитатель или ведущий загадывает живой или неживой природы и начинает перечислять его признаки, а дети должны отгадать заданный предмет.

«Замысловатые вопросы»

Цель: Развивать сообразительность и находчивость.

Игровые действия:

Воспитатель читает загадку-задачку:

Росли четыре берёзы.

На каждой берёзе –

По четыре больших ветки,

На каждой большой ветке –

По четыре маленьких ветки,

На каждой маленькой ветке –

По четыре яблока.

Сколько всего яблок?

«Летает, плавает, бегает»

Цель: Изображать способ передвижения объекта.

Игровые действия:

Ведущий называет или показывает детям объект живой природы и предлагает детям изобразить способ передвижения этого объекта. Например, при слове «медведь» дети начинают подражать ходьбе как медведь; «сорока» дети начинают махать руками и так далее.

«Перелёт птиц»

Цель: Узнавать и называть зимующих и перелётных птиц.

Закреплять понятие «зимующие», «перелётные».

Игровые действия:

На столе разложены предметные картинки птиц. Каждый участник игры берёт картинку и «превращается» в определённую птицу. Ребёнок говорит: «Я – ворона!», «Я – воробей!», «Я – журавль!», «Я – кукушка!» и так далее. По сигналу ведущего: «Раз, два, три на своё место лети!», дети, у которых картинки с изображением зимующих птиц бегут к условному изображению (зимний пейзаж), другие дети, у которых картинки с изображением перелётных птиц, бегут к другому условному знаку (весенний пейзаж). Играть можно несколько раз, дети должны брать разные картинки.

«Похожи - не похожи»

Цель: Развивать у детей умение абстрагировать, обобщать, выделять предметы,

Сходные по одним свойствам и отличные по другим, сопоставлять, сравнивать предметы либо изображения.

Игровые действия:

В игре используется игровой экран с тремя «окнами – прорезями», в которые вставляются ленты с условными обозначениями свойств; ленты – полоски с обозначениями свойств предметов. В первое и третье «окно» вставляются полоски с изображением предметов, во второе – полоска с обозначением свойств.

Варианты могут быть разные:

1 вариант : Ребёнку предлагается установить «экран» так, чтобы в первом и третьем окне разместились предметы, обладающие свойством, указанным во втором «окне».

На начальном этапе освоения игры освоения игры свойство задаётся взрослым, затем дети самостоятельно могут устанавливать понравившийся признак. Например, первое «окно» - яблоко, второе «окно» - круг, третье «окно» - мяч.

2 вариант: Один ребёнок устанавливает первое «окно», второй – выбирает и устанавливает свойство, которым данные обладает, третий – должен подобрать предмет, подходящий к первому и второму «окну». За каждый верный выбор дети получают фишку. После первого тура дети меняются местами.

3 вариант: используется на заключительных этапах освоения. Играть можно с большой группой детей. Ребёнок загадывает «загадку» - выстраивает в первом и в третьем «окне» изображения обладающие общим свойством, при этом второе «окно» скрыто. Остальные дети догадываются, чем изображённые предметы похожи. Ребёнок, верно назвавший общее свойство, получают право открыть второе «окно» или загадать новую «загадку».

«Кто где живёт?»

Цель: Определять место среды обитания животного, правильно определять место «дома» объекта.

Игровые действия:

У воспитателя картинки с изображениями животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, дупло, берлога, река, гнездо и так далее).

«Времена года»

Цель: Формировать у детей понятия о временах года и о зависимости жизни живой природы от сезонных изменений, происходящих в неживой природе.

Игровые действия:

Воспитатель рассказывает детям о том, что времена года постоянно сменяются. Дети называют последовательно времена года и характерные признаки.

Воспитатель показывает картинки с изображением времени года и картинки объектов, у которых происходят различные изменения, например, заяц белый – зима; распустившийся подснежник – весна, созрела земляника – лето и так далее. Дети должны объяснять содержание картинки.

«Вопрос – ответ»

Цель: Развивать умения отвечать на поставленные вопросы.

Проявлять находчивость, сообразительность.

Игровые действия:

Педагог задаёт вопросы, а дети отвечают

Вопросы:

1.Почему человек назад оглядывается? (потому что у него на затылке глаз нет).

2.От чего кошка бегает? (не умеет летать).

3.Каким гребнем голову не причешешь? (петушиным).

4.Сколько яиц можно съесть натощак? (одно: после первого уже не будет натощак).

5.От чего гусь плавает? (от берега).

6.Чем до неба докинешь? (взглядом).

7.По чему собака бегает? (по земле).

8.Что можно увидеть с закрытыми глазами? (сон).

9.Без чего хлеб не испечёшь? (без корки).

10. За чем во рту язык? (за зубами)

11. У кого есть шапка без головы, нога без сапога? (у гриба).

«Цветы» (подвижная игра)

Цель: Называть и различать цветы.

Воспитывать любовь и умение любоваться их красотой.

Игровые действия:

Дети вспоминают садовые и лесные цветы, сравнивают их.

Каждый участник игры выбирает для себя эмблему цветка. У каждого ребёнка своя картинка. Одно и тоже название не может быть у нескольких детей.

По жребию выбранный цветок, например, василёк, начинает игру.

Он называет какой-нибудь цветок, например мак или роза. Мак бежит, а василёк догоняет его. Когда маку грозит опасность быть пойманным, он называет какой-нибудь другой цветок, участвующий в игре. Убегает названный цветок.

Пойманный цветок меняет своё название и снова включается в игру. Побеждает тот, кто ни разу не был пойман.

«Головоломки»

Цель: Расширять знания детей о животном и растительном мире.

Способствовать умению размышлять, делать умозаключения.

Воспитывать доброжелательное отношение к животным и растениям.

Игровые действия:

Воспитатель или подготовленный ребёнок загадывает задачки – головоломки:

1.На грядке сидит шесть воробьёв, к ним прилетели ещё пять. Кот подкрался и схватил одного воробья. Сколько осталось воробьёв?

2.Пара лошадей пробежала 40 км. По скольку километров пробежала каждая лошадь?

3.На поляне росли садовые цветы: ромашки, васильки, розы, клевер, фиалка. Таня сорвала все 1 розу, 2 клевера, 3 ромашки. Сколько у Тани цветов в букете? (определить садовые и лесные цветы, сосчитать только лесные цветы).

4.В вазе лежат фрукты: бананы, апельсин, яблоки, помидор, огурец, лимоны. Сколько всего фруктов лежит в вазе?

5.На грядке выросли сочные, вкусные яблоки и мандарины, спелая вишня и баклажан. Сколько овощей выросло на грядке?

«Узнай по объявлениям»

Цель: Продолжать знакомить с особенностями животных и птиц (внешний вид, поведение, среда обитания)

Развивать логическое мышление.

Игровые действия:

Педагог предлагает детям поиграть. Объясняет правила в игре, надо внимательно послушать объявление и отгадать о ком идёт речь (животное или птица) говорится в объявлении. Тот, кто угадал, получает фишку и в конце игры подводится итог.

1.Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик ношу всегда на себе.

2.Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне.

3.Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья?

4.Помогу всем, у кого сломался будильник?

5.Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с мёдом.

6.Хочу свить гнездо. Одолжите, подарите пух и перья.

7.Что-то очень скучно стало одному выть на луну. Кто составит мне компанию?

8.Тому, кто найдёт мой хвост! Оставьте его себе на память. Я успешно ращу новый!

9.Уже 150 лет жду друга! Характер положительный. Недостаток только один - медлительность.

10. Всем, всем, всем! У кого возникла надобность в рогах. Раз в год обращайтесь ко мне.

11. Учу всем наукам! Из птенцов за короткое время делаю птиц. Прошу учесть, что занятия провожу ночью.

12. Добрым, но одиноким птицам могу помочь обрести семейное счастье! Высиживайте моих птенцов! Материнских чувств никогда не испытывала и испытывать не буду. Желаю счастья в личной жизни. Ку-ку!

13. Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу. Учитывая всё это, настоятельно прошу называть меня по имени-отчеству. Патрикеевной больше не называть!

«Где что зреет?»

Цель: Упражнять в умении использовать знания о растениях, сравнивать плод дерева с его листьями.

Игровые действия:

На фланелеграф выкладываются две ветки: на одной – плод и листья одного растения (яблоня), на другой – плоды и листья растений. (Например, листья крыжовника, а плоды груши). Ведущий задаёт вопрос: «Какие плоды созревают, а какие нет?». Дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.

«Почтальон принёс письмо»

Цель: Развивать умение описывать предметы и узнавать их по описанию.

Игровые действия:

Воспитатель приносит в группу коробку и говорит, что почтальон принёс посылку. В посылке разные овощи и фрукты. Дети достают пакеты из коробки, заглядывают в них и описывают то, что им принёс почтальон. Остальные дети отгадывают.

«Птичка»

Цель: Различать деревья по листьям.

Воспитывать правильно вести себя в игре: не подсказывать друг другу, не перебивать сверстников.

Игровые действия:

Перед началом игры дети вспоминают различные деревья, сравнивают их по форме и величине листьев.

Дети должны перед игрой подобрать для себя фант – любую мелкую вещь, игрушку. Игроки усаживаются и выбирают собирателя фантов. Он садится в середину круга и остальным игрокам даёт названия деревьев (дуб, клён, липа и так далее) и дети берут и одевают веночек из листьев. Каждый должен запомнить своё название. Собиратель фантов говорит: «Прилетела птичка и села на дуб». Дуб должен ответить: «На дубу не была, улетела на ёлку». Ёлка называет другое дерево и так далее. Кто прозевает – отдаёт фант. В конце игры фанты выкупаются.

«Снежный ком»

Цель: Расширять знания детей о перелётных птицах».

Развивать внимание и наблюдательность.

Игровые действия:

Ведущий показывает картинку, на которой изображена перелётная птица.

Дети смотрят на картинку и рассказывают о ней по очереди: первый ребёнок – первое предложение, второй ребёнок – предыдущее предложение и своё, третий ребёнок - повторяет два предыдущих и добавляет своё. Например: «Грач – перелётная птица». – «Грач – перелётная птица. Он большой и чёрный». – «Грач – перелётная птица. Он большой и чёрный. Место их обитания называется грачевник» и так далее.

«Кого чем угостим?»

Цель: Знать, чем питаются животные и птицы.

Игровые действия:

Ведущий перебрасывает мяч детям и называет объект (животное, птица), а дети отвечают и возвращают мяч ведущему. Например, воробей – крошки и семечки; синица - сало; корова – сено; кролик – морковка; кошка – мышка, молоко; белка – шишка, ягоды и так далее.

Игра «Хорошо – плохо»

Цель: Совершенствовать знания детей о явлениях живой и неживой природы, животных и растениях.

Игровые действия:

Воспитатель или педагог предлагает детям разные ситуации, а дети делают умозаключения, например: «Ясный солнечный день осенью – хорошо или плохо?», «В лесу пропали все волки – это хорошо или плохо?», «Каждый день идут дожди – это плохо или хорошо?», «Снежная зима – это хорошо или плохо?», «Все деревья зеленые – это хорошо или плохо?», «Много цветов в нашем саду – это плохо или хорошо?», «У бабушки в деревне есть корова – это хорошо или плохо?», «Исчезли все птицы на земле – это плохо или хорошо?» и так далее.

«Кто за кем?»

Цель: Показать детям, что в природе всё связано между собой.

Продолжать воспитывать у детей бережное отношение ко всем животным.

Игровые действия:

Воспитатель предлагает вызванному ребёнку соединить ленточкой всех животных, которые охотятся друг за другом. Другие дети тоже помогают найти правильные картинки с животными. Можно предложить начинать игру с растения, лягушки или комара.

«Каждому своё место»

Цель: Формировать у детей умение пользоваться схематическими изображениями обобщающих понятий.

Воспитывать самостоятельность, умение логически мыслить.

Игровые действия:

Педагог раздаёт по одной карточке каждому ребёнку (одного типа). Затем раздаёт каждому ребёнку поочерёдно по одной картинке. Дети, получив картинку, должны поместить её под схематическим изображением понятия, к которому подходит изображение на этой картинке. Когда все картинки разобраны, дети проверяют правильность своих действий и действий своих сверстников.

Дети должны самостоятельно проверить правильность выполнения задания и объяснить почему выполнили именно так.

«Сокол и лиса» (подвижная игра)

Цель: Расширять знания детей о диком животном и хищной птице.

Умение быстро действовать по сигналу ведущего.

Игровые действия:

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Сокол и лиса». Показывает картинку сокола и рассказывает о том, где живёт эта птица, как ведёт себя.

Вспомнить повадки лисы.

Выбрать «сокола» и лисы по желанию детей или использовать считалки.

Остальные дети – «соколята». Сокол учит своих соколят летать. Он легко бегает в разных направлениях и одновременно производит руками летательные движения. Стайка соколят бежит за соколом и точно повторяет его движения. В это время вдруг выскакивает из норы лиса.

Соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса их не заметила.

Появление лисы определяется сигналом ведущего. Лиса ловит тех, кто не успел присесть.

«Что будет, если …?»

Цель: Знать, что надо делать для того, чтобы беречь, сохранять и приумножать природу.

Развивать умения делать выводы и умозаключения.

Игровые действия:

Воспитатель задаёт ситуацию для обсуждения с детьми, из которой дети приходят к выводу, что необходимо соблюдать чувство меры и беречь природу. Например: что будет, если в реку один мальчик бросит банку из-под «колы»? А два? А три? А много мальчиков? Что будет, если в выходной из леса одна семья привезёт охапку подснежников? Две семьи? Пять? Что будет, если у одного водителя машина выбрасывает много выхлопных газов? Три машины? Половина водителей города? Что будет, если в лесу один человек включит магнитофон на полную мощность? Группа туристов? Все отдыхающие в лесу? (Аналогично – о костре, о сломанной ветке, о пойманной бабочке, о разорённом гнезде и так далее).

Литература

1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2003.

2. Горькова Л. Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. М.: «Вако», 2007.

3. Кондратьева Н.Н. «Мы». Программа экологического образования детей, 2004.

4. Маханёва М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Аркти, 2004.

Конспект комплексной образовательной деятельности в подготовительной группе по экологии

Тема: Игра-викторина «Степь»
Работу адресую педагогам детских садов для детей старшего возраста.
Цель:
Закрепить у детей представление о степи, как о природной зоне.
Задачи:
- показать взаимосвязь растений и животных с условиями обитания;
- показать причины исчезновения степных растений и животных и необходимости охраны оставшихся мест обитания;
- развивать у детей любознательность, стремление узнать о природе родного края, прививать любовь к Родине;
- формировать нравственно-волевых качеств, представления о значимости природы в жизни человека, воспитание чувства ответственности, привитие культуры общения.

Словарная работа: степь, ветер-суховей, прерии, пампа или пампасы, льяносы, саванна, туссоки.
Оборудование: картинный материал, электронная презентация «Степь», музыкальное сопровождение.
Предварительная работа:
-рассматривание на карте и глобусе зоны пустынь и степей.
-беседы с детьми об этих природных зонах.
-чтение познавательной литературы (энциклопедия, «Красная книга»).
-рассматривание иллюстраций, фильмов, презентаций из Интернет-ресурсов.

Ход занятия:

Посмотрите, пожалуйста, на доску и скажите, что там изображено? (Ответы детей).
- Правильно, это степь.
Степь - как море!
Ранней весной это море разноцветное - зеленое, желтое, красное, голубое.
А когда загустеют белые ковыли – станет степь серебристой.
И потекут по серебристой равнине волны степного ветра и темные тени светлых облаков.
Раз в степи много трав, то есть и животные, жизнь которых связана с травами.

Воспитатель: - И сегодня я вам предлагаю провести игру-соревнование о степи.
Вы разделены на две команды, каждой команде я по очереди буду задавать вопросы, а вы должны ответить. За правильный ответ команда получает тюльпан. В конце игры мы подсчитаем, сколько, у кого тюльпанов, выигрывает тот, чей букет будет больше.
Итак, начнём.

1.- Что называют степью?
Степь – это природная зона. Степи - это большие поля без деревьев, на них растёт очень много разной травы. Они находятся на юге нашей страны.
(После ответов детей воспитатель показывает картинку или подготовить презентацию по тексту).
2.- Какими бывают степи?
Степи бывают разные: чернозёмные, богатые перегноем и травянистой растительностью. Они бывают: разнотравными, сухими, пустынными. На разных континентах степь имеет разные названия: в Северной Америке - прерии; в Южной Америке - пампа, или пампасы, а в тропиках - льянос, в Австралии – саванна. В Новой Зеландии степь называется туссоки.
3. - Какой климат в степях (температура, осадки)?
Степи протянулись на большое расстояние. Ближе к Москве в степи зимы тёплые, с частыми оттепелями, а к Владивостоку черноземные степи переходят в сухие степи. За Уральскими горами зимой холодно, дуют ветры, бушуют метели.
В степях климат разный, но летом везде жарко и сухо, а дождей мало. Потому что в степях немного рек, а летом они мелеют, хоть есть и крупные реки, которые протекают через степь - Дон, Волга, Урал, Иртыш.

5. - Что часто бывает(дует) в степи?
С юга дуют горячие ветры – суховеи, поднимая до небес серые, пыльные дороги. Пыль потом долго витает в воздухе, словно сухой туман. Хорошо дышится в степи только весной, когда тает снег и бегут талые воды.

6. - Какая степь бывает зимой и летом, с чем это связано?
Зима здесь короткая. Снега выпадает совсем мало, а вот летом в степях очень жарко и сухо.
Лето долгое, дождей выпадает немного, а палящие лучи солнца высушивают землю так, что она трескается от зноя.

7. - Что растет в степи?
В степи очень много цветов и растений. Цветёт степь только весной, когда после зимы много влаги, в это время степь становится как яркий цветущий ковёр.
Здесь растут: сон-трава, тюльпаны, незабудки. В южных степях колышутся серебристые перья ковыля. Позднее цветёт темно-лиловый шалфей и душистый чабрец. Летом в степи очень жарко, воды почти нет, поэтому травы высыхают.
Степь становится похожа на море, по которому катятся серебристые волны.
В степи растут кустарники саксаул, степная акация, тёрн, смородина золотистая, степная вишня, шиповник, ракитник.

8. - Как приспособились растения к жизни в степи?

В степи много трав, им хорошо живётся в степи, где много света и тепла.
Одни имеют длинные корни, другие луковицы. Растения невысокие, стелются по земле. Узкие листья многих покрыты волосками. Во время летней жары многие растения испаряют эфирные масла, что тоже позволяет сохранять влагу.
Вот почему в степи так пряно пахнет травами.

Воспитатель: - Богат и разнообразен не только растительный мир степей, но и животный мир. Здесь почти нет деревьев, но богат травянистый покров.
Если много цветов, значит много кого? (Ответ детей – насекомых) которые их опыляют.

9. - Какие насекомые обитают в степях?Что вы про них помните?
В степях нет деревьев, но много растений. Если много цветов, значит много насекомых, которые их опыляют.
Например: кобылка, жук навозник, божья коровка, жук чернотелка, мрачная моль.
Много различных кузнечиков. В разгар лета воздух звенит от их неумолкаемого стрекотания.
Весной, над цветами порхает много бабочек.
В степях много пауков: скорпион, фаланга.
Один из наиболее опасных – южнорусский тарантул. Тарантул ядовит, человека кусает редко, но больно.
- Ещё в степи обитают необычные насекомые.

Муравьи – жнецы, в отличие от лесных муравьев, степные устраивают муравейники глубоко в земле, питаются только семенами растений.
Муравьи-фаэтончики - хищники, лучшие бегуны в мире насекомых.
Саранча - самый опасный вредитель для степи. Любит теплый климат и песчаную почву. Питается различными травами, кустарниками, злаками, поедая их листья, стебли, цветы и плоды.

Физминутка
Хомка–хомка, хомячок
Полосатенький бочок,
Хомка раненько встаёт,
Шейку моет, щёчки трёт,
Подметает хомка хатку,
И зовёт всех на зарядку,
Раз, два, три, четыре, пять-
Хочет хомка сильным стать!

10. - Самые распространенные животные степи – грызуны. Расскажите о них.
В степи живут суслики, полевки, земляные зайцы, тушканчики, хомячки, сурки. Они роют норы, днём спят, гуляют вечером и ночью. В норах прячутся от жары и холода, хранят и оберегают от врагов запасы корма, выхаживают и воспитывают потомство. Степные животные очень осторожны.
Сурки и суслики, прежде чем отойти от норы, долго осматривают степь, становясь «столбиком». Суслик, заметивший опасность, издает резкий свист, и все остальные суслики быстро скрываются в норах. Чтобы хорошо за всем наблюдать, специально выбирают места, где мало травы.

Воспитатель: - Как вы думаете, кто ещё может жить в степи, если есть обилие насекомых и растений?(Птицы)

11. - Каких степных птиц вы знаете?
Птиц в степи не очень много: дрофа, стрепет, журавль-красавка, серая куропатка. Степные птицы очень осторожны. Маленьким птицам трудно заметить опасность из-за высокой травы. Время от времени они взлетают над ней. Кроме этого, у степных птиц часто встречается такая окраска, которая делает их незаметными для врагов. Например, птенцы куликов, дроф почти неотличимы от травы, в которой они затаились.
Много жаворонков, а также трясогузок. Птицы степи устраивают гнезда прямо на земле или в траве.

12. - Какие животные могут питаться грызунами, назовите их? (Хищники).
В степях есть хищные животные: лиса, волк, степной орёл.
Есть маленькая лисичка-корсак, которая выходит из норы только ночью, питается мышами, зайцами, птицами, ящерицами.
Степной волк несколько мельче лесного, с более редким и грубым волосом. Если потомство слабое, волчица его уничтожает.
Степной орёл питается в основном сусликами. Он охотится высматривая их с воздуха, паря в небе. Иногда караулит, сидя, или даже лежа у норы и выжидая, когда суслик выйдет наружу. После этого вскакивает и догоняет его бегом. Степные орлы высокие на ногах и бегают лучше других орлов. Занесены в Красные книги России.

Воспитатель: - Как думаете, какие животные должны населять местность, покрытую травой? (Травоядные). Это сайгаки, джейраны.

13. – Расскажите о сайгаке!
Сайгаки – это степные антилопы. Они всю жизнь переходят с места на место. Раньше сайгаков на земле было много, но люди их отстреливали на мясо. Сейчас запретили на них охоту. Сайгаки занесены в Красную книгу.
Сайгак – очень быстро бегает. Огромный нос сайгака - защищает зимой дыхательные пути бегущих животных от холодного ветра.
Сайгаки держатся большими стадами. Они постоянно кочуют на сотни километров в поисках новых пастбищ. Кормятся самыми разными видами растений, в том числе ядовитыми.

14. - Что интересного можете рассказать о джейранах?
Джейран – ест травы и кустарники. Пьют не только пресную, но и горько-соленую воду. Летом пасутся утром и вечером, а самое жаркое время дня проводят лёжа.
Джейран крайне чуток и осторожен, всегда пасутся под надзором вожака. Вожак, стоя на страже, не ест и не ложится, пока его не сменит другое животное.
При малейшей тревоге они бросаются в бегство, убегает быстро, но долго не выдерживает. На бегу джейран задирает хвост, и удаляется большими прыжками, подняв голову. Главный враг джейрана - волк.

15. – Кого ещё можно встретить в степи? (Змей, черепах, ящериц).

Степная гадюка. Для своего убежища она выбирает заброшенные норы сусликов, тушканчиков и хомяков. Степная гадюка ночное животное, но начинает охотиться как только начинает темнеть. Днём она греется на солнцепеке, растянувшись или свернувшись на каком-нибудь косогоре. Завидев человека, гадюка спешит скрыться, но если неосторожно наступить на нее или схватить ее рукой, она наносит быстрый удар своими ядовитыми зубами.

Ещё в степи обитает желтобрюхий полоз. Это крупная, длиной до 2 м, и довольно толстая змея. Она очень агрессивная и злая. При встрече с человеком полоз не пытается скрыться, как остальные змеи, а сворачивается спиралью и с громким шипением бросается на противника. Укус полоза не опасен. Любит полежать на песке, каменистых склонах, на солнце, где он находит убежище и охотится.

Воспитатель: - Животные приспособились к жизни в степи. Они имеют защитную окраску. Запасают корм на зиму. Спят всю зиму. В степи водится много животных, приспособившихся к жизни на открытых степных пространствах. Некоторые из них быстро бегают и быстро летают, а другие уходят в спячку в зимнее время года.

16. - Как человек относится к степным зонам, как он её использует?
Степь – главная житница нашей Родины. Здесь прекрасные черноземные земли, вот почему степи распаханы людьми на огромные квадраты полей.
На полях сеют пшеницу. Именно отсюда поступает больше всего хлебов в закрома России.
На степных полях выращивают просо, ячмень, кукурузу, подсолнечник и сахарную свеклу.
А какие великолепные, огромные в степи сады! Садоводы ухаживают за деревьями, собирают в конце лета щедрые урожаи яблок, груш, слив. В самых южных районах степи уже в начале лета поспевает сочная черешня и золотисто-желтые абрикосы. На бахчах зреют арбузы, тыквы и дыни. Степь – наша кормилица!

17. - Что такое «Красная книга»? Почему туда заносят животных?
Красный цвет в природе - сигнал опасности, поэтому книга называется "Красная книга" - она собрала в себе все виды животных и растений, которые в опасности исчезновения с нашей планеты.
Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение.
Главная причина – в распашке степных земель. Люди превратили степи в поля. Некоторые редкие степные животные вынуждены переселяться на поля (журавль-красавка, дрофа). Но обычно их гнёзда погибают во время полевых работ.
Еще одна причина: пасут скот, что приводит к разрушению почв.
И конечно браконьерство.

18. - Что надо делать, чтобы эти животные не исчезали?
Чтобы сберечь природу степей, надо ограничить ее распашку, ограничить выпас скота, бороться с браконьерством, создавать заповедники.
Чтобы гнезда, построенные на полях, не были разоренными во время полевых работ, ученые создают специальные питомники. Например, яйца дроф собирают и помещают в инкубаторы, а птенцов, когда они подрастут, выпускают в степь.

Воспитатель: - Наша игра-соревнование подошло к концу. Вы показали очень хорошие знания о степи, рассказали очень много интересного и поучительного. Пора подводить итоги.

(Воспитатель подсчитывает тюльпаны и вручает значки «Знатоки степи» победителям).

- На прощание послушаем стихотворение «Степь»
У кого ты не спроси –
Степь – кормилица Руси!
Здесь красавица-пшеница
Созревает, колосится.

И подсолнечник цветёт –
Масло нам с тобой даёт.
Зреют в солнечных лучах
Здесь арбузы на бахчах

А кругом сады, сады!
В них душистые плоды.
Хорошеют, созревают,
Нас с тобой они питают.

Степь – кормилица, царица,
Надо нам ей поклониться!

Организация: МБДОУ № 76

Населенный пункт: Красноярский край, г. Красноярск

Цель . Продолжать знакомить с законами природы. Формировать ответственность за совершение разнообразных действий в окружающей среде.

Планируемые результаты. Дети имеют представление об охране окружающей среды, знают правила поведения в природных условиях и соблюдают их. Эмоционально реагируют на проблемы поведения людей в природе. Умеют доброжелательно договариваться со сверстниками и распределять действия в процессе игры.

Ход занятия.

Шагая по импровизированной тропе, участники делают семь остановок, которые можно назвать привалами. Ведущие могут быть на каждом привале. Можно привлечь родителей.

Привал 1. «На опушке леса».(Здесь предоставлена наглядность по теме «Лес»: знаки поведения в лесу, плакаты, иллюстрации и т.д.)

Ведущий. Здравствуйте, ребята! Сегодня вы будете путешествовать по экологической тропе. Здесь ждут вас грибная поляна, следы неизвестных животных, лесной доктор и много других лесных приключений. Сейчас вы находитесь на опушке леса. Мы пропустим вас на тропу, проверив ваши знания, что нельзя и что можно делать в лесу. Дети, вы будете получать жетоны. В конце тропы мы определим лучших знатоков природы.

Игра «Да, нет». (Ведущий приводит примеры, дети говорят).

Ветки не ломайте, деревья не рубите, ни травинку, ни лист зря не рвите.

В лесу можно пошуметь, покричать, главное, никому не мешать.

Пучеглазую лягушку, неповоротливую жабу, ползучего ужа нужно прогнать, а лучше бы их совсем не было.

Старайся не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

Всякие звери нужны, всякие звери важны. Каждый из них делает в природе свое полезное дело.

В лесу можно листьями побросаться, букеты нарвать, венки сплести. Подумаешь, много зелени, еще вырастет.

Нельзя топтать поганки, ими лечатся лесные животные.

(Пропускают детей на тропу.)

Привал 2. «Отгадай загадку». (У каждого листок, вырезанный из бумаги, а на нем написана загадка. Если ребенок умеет читать, то сам прочитает. Если не умеет читать, то читает ведущий).

Ползун ползет, иголки везет.(Еж)

Рыжая хозяюшка из леса пришла, всех кур пересчитала и с собой унесла. (Лиса)

Не дровосек и не плотник, а первый в лесу работник. (Дятел)

И тонок и долог, а сядет – в траве не видать. (Дождь)

Четыре листа вроде креста, да черный глаз глядит на нас. (Вороний глаз)

Растет стеной, ее не тронь, обожжет, как огонь. (Крапива)

Сидит-зеленеет, падает- желтеет, лежит- чернеет. (Лист)

Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)

(Кто отгадал, получает жетон).

Привал 3. «Чьи шишки?».

(Дети подходят к столу, где разложены шишки разных деревьев: кедра, ели, лиственницы, сосны.)

Ведущий . Ребята, помогите, пожалуйста, разобрать шишки. Назовите, от какого дерева вы взяли шишку и потом данную шишку нужно положить в корзинку.

(Кто назвал правильно, получает жетон).

Привал 4. «Грибы-грибочки».

Ведущий . Дети, давайте будем собирать грибы. Берите по одному грибу, а я буду задавать вопрос. Если ответ будет правильным, я возьму этот гриб в свое лукошко и дам вам жетон.

Какой гриб носит ласковое название животного? (Лисичка)

Назовите самый ядовитый гриб. (Бледная поганка)

Назовите грибы, которые растут целыми семьями. (Опята, лисички, грузди)

Какой гриб растет очень быстро и также быстро превращается в пыль? (Дождевик)

Можно ли собирать грибы около дороги? (Нет. Они впитывают в себя вредные вещества, так как рядом проходит большое количество машин.)

Как правильно собирать грибы? (Нужно аккуратно срезать ножиком, не повреждая корни.)

Как называется гриб, который растет под осиной? (Подосиновик)

Привал 5. «Осторожно!»

Ведущий. На моем привале очень опасная обстановка. Здесь вас окружают ядовитые растения. Но они не все ядовитые. Вы будете брать по одному и класть их в разные корзины. На корзинах написано «Опасно!», «Не опасно». Взяв растение, нужно его назвать и положить в соответствующую корзину.

(На столе картинки растений: белена, василек, клевер, вороний глаз, лютик ядовитый, ромашка, волчье лыко, купальница, ландыш.)

(Тем детям, которые ответили все верно, вручают жетоны.)

Привал 6. «Чьи следы?».

Оформление: рисунки следов животных(белки, зайца, волка, лося, кабана, сороки, воробья, лисы, утки).

Ведущий.(Дает участникам карточку с изображенными следами, они должны отгадать, чей след. Если правильно, получают жетоны.)

Привал 7. «Кто я?».

Мои листочки всегда дрожат, хотя мне и не холодно. Осенью я самая красивая. А еще из меня делают спички. (Осина)

Я такая трава, которую можно узнать даже в темноте. (Крапива)

А я даю такой же сладкий сок, как и береза. (Клен)

Я днем сплю, а ночью летаю, урожай спасаю. (Сова)

Все думают, что я на себе ношу запасы продуктов, но это не так. (Еж)

(Отгадавшим детям, вручаются жетоны).

На последнем привале дети сдают жетоны. Ведущие подводят итоги.

(Пока идет подсчет жетонов, с детьми проводят игру «Великаны, карлики»-это, если называют деревья-дети поднимают высоко руки. А если кустарники или траву- дети присаживаются).

Называют победителей, вручают медали. Всех благодарят за активное участие и вручают сувениры.

Используемая литература.

  1. Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - М.: ВАКО, 2005. – 240 с.
  2. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - М.: АРКТИ, 2001. - 128с. В пособии рассматриваются учебно-методические вопросы начального этапа в системе непрерывного экологического образования и воспитания личности детей.
  3. Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! - М.: Линка-Пресс, 2004. – 72с.: ил. Знакомство со свойствами обычных веществ - воды, воздуха и почвы - одно из возможных направлений экологического воспитания.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «gamemodx.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «gamemodx.ru»