Словесные дидактические игры для детей старшей группы. Подборка словесных игр для детей старшего дошкольного возраста. Быки и коровы

Подписаться
Вступай в сообщество «gamemodx.ru»!
ВКонтакте:

Дидактические игры (словесные) для старших дошкольников

Автор . Пашкова Лариса Александровна, воспитатель логопедической группы, МБДОУ «Шегарский детский сад № 1 комбинированного вида»
Игры могут быть использованы в процессе обучения, в воспитательной работе. Данный материал рекомендован педагогам разных типов учреждений, в том числе и дополнительного образования, воспитателя, учителям. Игры предназначены для детей старшего возраста. Игры применялись в виде отдельных занятий, игр и упражнений.

Цель. Развиваем фантазию и речевое творчество детей; учим, какими инструментами пользуется столяр при работе.
Описание игры. Ведущий загадывает детям загадки на заданную тему. За быстрые и правильные ответы игрокам выдаются фишки. А в конце игры, при подсчете, самый смекалистый получает приз.

Кланяется, кланяется,
Придет домой – растянется.
(Топор)

Зубастый зверек
Грызет со свистом дубок.
(Пила)

Толстый тонкого побьет,
Тонкий что-нибудь прибьет.
(Молоток и гвоздь)

Деревянная река,
Деревянный катерок,
А над катером струится
Деревянный дымок.
(Рубанок)

Игра «Веселая олимпиада»

Цель. Учим детей отгадывать загадки, закрепляем навыки речи –доказательства, развиваем навыки речи – описания.
Описание игры. Дети делятся на две команды. Каждая команда придумывает себе название. Команды соревнуются в отгадывании загадок о спорте. Игроки должны правильно отгадать загадку, доказать отгадку, если можно обыграть. За каждый правильный ответ команда получает олимпийское кольцо (обруч). Команда, первой набравшая 5 колец, объявляется победительницей.

Ростом мал, да удал,
От меня ускакал.
(Мяч)

Плывет белый гусь –
Брюхо деревянное,
Крыло полотняное.
(Яхта)

Льется речка – мы лежим,
Лед на речке – мы бежим.
(Коньки)

Деревянные кони по снегу скачут,
А в снег не проваливаются.
(Лыжи)

Когда весна берет свое,
И ручейки бегут звеня,
Я прыгаю через нее,
А она – через меня.
(Скакалка)

По дороге едут ноги
И бегут два колеса.
У загадки есть ответ:
Это мой …
(Велосипед)

Игра «Звуки перепутались»

Цель. Готовим детей к звуковому анализу; развиваем слуховую и зрительную память.
Описание игры. Ведущий читает веселые стихи, намеренно ошибаясь в словах. Ребенок называет слово правильно и говорит, какими звуками отличаются пары слов.

Нашла я сливе … кофточку,
Надела Феня … косточку.

Созрел на дереве … кафтан,
Зимой надел я … каштан.

На дерево уселся … граф,
Живет в красивом доме … грач.

Зазеленели в парке … детки,
И на прогулку вышли … ветки.

В лесу летают летом … кошки,
Охотятся на мышек … мошки.

Когтистые у киски … тапки,
У Вики новенькие … лапки.

Далеко идти мне … пень,
Лучше сяду я на … лень.

Цель. Развивает речевое творчество детей.
Описание игры. Ведущий читает стихи без последнего слова. Дети должны быстро подобрать подходящее слова. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Победителем будет тот, у кого больше фишек.

С неба все скользят пушинки –
Серебристые … (снежинки)

Архитекторы – творцы
Строят чудные … (дворцы)

Жил да был веселый гном.
Он в лесу построил … (дом)

В этом доме, ты мне верь,
Заперта надежно … (дверь)

Затвердела снега корка,
Будет скользкой наша … (горка)

У малышки – погремушка
Очень шумная … (игрушка)

Знает наша детвора:
Прятки – лучшая … (игра)!

Развитие связной речи старших дошкольников посредством словесных игр

Задание 2: Составление предложения по трем картинкам (например: бабушка, нитки, спицы).

Цель: выявить способности детей составить предложение по трем картинкам.

Задачи: развивать способности детей устанавливать, логико-смысловые отношения между предметами и передавать их в виде законченной фразы-высказывания.

Инструкция. Ребенку предлагается назвать картинки, а затем составить предложение так, чтобы в нем говорилось о всех трех предметах.

Критерии оценки уровня выполнения заданий приведены в таблице 1.2.

Критерии оценки уровня выполнения задания на составление предложений по трем картинкам

Уровень выполнения задания

Оценка в баллах

Фраза составлена с учетом предметного содержания всех предложенных картинок, представляет собой адекватное по смыслу, грамматически правильно оформленное, достаточно информативное высказывание.

Задание 3: Пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа).

Цель: выявить возможности детей с ОНР воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст.

Задачи: развивать способности детей передать содержание рассказа полно без наличия смысловых пропусков, повторов.

Для этого мы использовали знакомую детям сказку «Теремок». Текст произведения прочитывался дважды, перед повторным чтением давалась установка на составление пересказа. При анализе составленных пересказов особое внимание обращалось на полноту передачи содержания текста, наличие смысловых пропусков, повторов, соблюдение логической последовательности изложения, а также наличие смысловой и синтаксической связи между предложениями, частями рассказа.

Критерии оценки уровня выполнения задания по пересказу текста

Уровень выполнения задания

Оценка в баллах

Если пересказ составлен самостоятельно, полностью передается содержание текста

Пересказ составлен с некоторой помощью (побуждения, стимулирующие вопросы), но полностью передается содержание текста

Отмечаются пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента

Пересказ составлен по наводящим вопросам, связность изложения нарушена 1 балл.

Задание выполнено неадекватно

Задание не выполнено

Диагностическая карта задания №3

Результат диагностики (в баллах)

Задание 4: Составление рассказа по Серии сюжетных картинок.

Цель: выявление возможностей детей составлять связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов.

Задачи: закреплять способности детей развивать фразовую речь, при составлении рассказа по картине.

Инструкция . Это задание использовалось для выявления возможностей детей составлять связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов. По трем сюжетным картинкам дети составляли рассказ «Кормушка». Картинки в нужной последовательности раскладываются перед ребенком, который их внимательно рассматривает и составляет рассказ по картинкам.

Критерии оценки уровня выполнения задания на составление рассказа по картинке

Уровень выполнения задания

Оценка в баллах

Самостоятельно составлен связный рассказ

Рассказ составлен с некоторой помощью (стимулирующие вопросы, указания на картинку), достаточно полно отражено содержание картинок

Рассказ составлен с применением наводящих вопросов и указаний на соответствующую картинку или ее конкретную деталь

Рассказ составлен с помощью наводящих вопросов, его связность резко нарушена, отмечается пропуск существенных моментов действия и целых фрагментов, что нарушает смысловое соответствие рассказа изображенному сюжету

Задание 5: Сочинение рассказа на основе личного опыта.

Цель: выявить индивидуальный уровень и особенности владения связной фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений.

Задачи: развивать фразовую речь, при составлении сообщения без наглядной и текстовой опоры. Инструкция. Детям предлагалось рассказать, что находится на участке; чем занимаются на участке дети, в какие игры они играют; назвать свои любимые игры и занятия; вспомнить о зимних играх и развлечениях.

Критерии оценки уровня выполнения задания на сочинение рассказа на основе личного опыта

Уровень выполнения задания

Оценка в баллах

Рассказ содержит достаточно информативные ответы на все вопросы

Работа, которую точно примут

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т. д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

© 2000 - 2016, ООО «Олбест»
Все права защищены

Словесные дидактические игры для развития словаря детей с ОНР [Опыт работы по реализации проекта]

Опыт работы по реализации проекта
Словесные дидактические игры и упражнения в режиме дня для развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

В последнее время все больший процент занимают дети с общим недоразвитие речи (ОНР). У данного контингента детей уровень развития словаря не соответствует возрастным показателям, а его овладение является важным условием умственного развития.

Независимо от особенностей структуры речевого дефекта, дети с ОНР не могут спонтанно стать на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормальным детям. Для преодоления необходимы специальные коррекционные мероприятия.

Так как речь наиболее полно развивается в деятельности, а в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, то наибольший эффект коррекционной работы по развитию словаря должен быть получен, если проводить ее с использованием многообразных игр. Одним из видов является словесная дидактическая игра, и как вариант – упражнение. Использование данных форм побуждает ребенка к свободному речевому общению и употреблению известных ему слов в словосочетаниях и предложениях, активизирует уже имеющийся у него словарный запас.

В рамках проекта был составлен комплекс специально подобранных словесных игр и упражнений.

В ходе реализации мы столкнулись с некоторыми трудностями. Несмотря на значимость игр и упражнений в развитии ребенка, у многих практических работников нет четкого представления о многообразии детских игр и их использования в коррекционно-педагогическом процессе. В результате чего применение игр и упражнений ограничено. Поэтому была проведена дополнительная работа с воспитателями в форме семинаров-практикумов по расширению знаний о дидактических играх и их организации, консультаций по теме «Применения словесные дидактические игры и упражнения в коррекционно-педагогическом процессе», мастер-класс по изготовлению.

Существуют большие возможности использования словесных дидактических игр и упражнений как воспитателю, так и логопеду.

Логопед, в основном, проводил со всей группой детей на занятиях. Дидактические игры давались детям с определенным содержанием и правилами. Они в основном были направлены на расширение представлений о предметах, их качествах. В этих играх и упражнениях у детей не только обогащался словарь, но и развивалось внимание, память логическое мышление. Дидактическая игра, таким образом, становилась незаменимым средством преодоления различных трудностей у детей с ОНР.

Воспитатель совместно с логопедом участвует в исправлении у детей речевых нарушений и должен владеть приемами коррекционного воздействия для исправления некоторых из них. В режиме дня ребенка примерно 7 часов занимают бытовые процессы. Условия непосредственного общения детей с воспитателями, которые создаются при этом, становятся основой для чувственной базы речи. В процессе реализации проекта воспитатели, заранее продумав организацию работе, все ситуации, связанные с выполнением режима дня, использовали как основу для знакомства со словом, обогащения и конкретизации его значения.

И еще один момент: работая с детьми в продолжение всего дня (в отличие от логопеда), воспитатель имел возможность многократно активизировать, закреплять новые слова, без чего невозможно введение их в самостоятельную речь.

Дидактические игры и упражнения, будучи развлекательными, эмоциональными, вместе с тем требуют от детей умственного напряжения, поэтому было важно определить, в какое время в режиме дня целесообразно их проводить. Решая этот вопрос, воспитатели, прежде всего, устанавливали степень умственного напряжения, которого потребуют от детей в течение дня занятия и другие режимные мероприятия до проведения игры и после нее. Самый благоприятный период – это после дневного отдыха детей. В это время дети бодрые, активные. Могут сосредоточиться и полнее осмыслить структуру новой игры и упражнения, а также интересно поиграть в уже знакомые.

Подчеркнем, что не вся словарная работа осуществлялась воспитателем; он, как правило, ограничивается лишь обиходно-бытовой лексикой. Словарная работа проводилась на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей словаря, психического развития в целом, а также текущих воспитательных задач.

Для оценки результативности проекта была проведена диагностическая работа. Выявлено, что у детей, с которыми был реализован проект, показатель развития словаря выше, чем у группы, с которой дидактические игры и упражнения не проводились.

Таким образом, использование словесных дидактических игр и упражнений способствуют развитию словаря детей и повышению результативности коррекционной работы при условии включения их в режимные моменты, систематической, комплексной работе и компетентности педагогов. Развитие в ходе игровой деятельности речи дошкольников — попытка учить детей светло, радостно, без принуждения.

Данное направление работы актуально и для детей с нормальным речевым развитием, так как и у них отмечаются трудности в овладении словаря.

Порядина Анна Ивановна,
учитель-логопед

Wikimedia Commons

Устные игры

Ассоциации

Игра для большой компании. Ведущий ненадолго выходит из помещения, за это время остальные решают, кого из присутствующих они загадают (это может быть и сам ведущий). Вернувшись, игрок задает остальным вопросы — с каким цветком у вас ассоциируется этот человек, с каким транспортным средством, с какой частью тела, с каким предметом кухонной утвари и т. п., — чтобы понять, кто загадан. Вопросы могут быть самые раз-ные — это не ограничено ничем, кроме воображения играющих. Поскольку ассоциации — дело индивидуальное и точное совпадение тут может и не слу-читься, принято давать угадывающему две или три попытки. Если компания небольшая, можно расширить круг загадываемых общими знакомыми, не присутствующими в этот момент в комнате, хотя классический вариант «ассоциаций» — это все же герметичная игра.

Игра в П

Игра для компании от четырех человек, любопытная вариация на тему «шля-пы» (см. ниже), но не требующая никаких специальных аксессуаров. Один игрок загадывает другому слово, которое тот должен объяснить остальным, — но пользоваться он может при этом только словами на букву «п» (любыми, кроме однокоренных). То есть слово «дом» придется объяснять, например, так: «построил — проживаю». Если сразу угадать не удалось, можно подбрасывать дополнительные ассоциации: «постройка, помещение, пространство, простей-шее понятие…» И под конец добавить, например, «Периньон» — по ассоциации с шампанским Dom Perignon. Если отгадывающие близки к победе, то ведуще-му пригодятся комментарии типа «примерно», «приблизительно», «почти пра-вильно» — или, в противоположной ситуации: «плохо, подождите!». Обычно после того, как слово угадано, объяснявший придумывает новое слово и шеп-чет его на ухо угадавшему — тот становится следующим ведущим.

Букварь «A. B. C. Trim, alphabet enchanté». Иллюстрации Берталя. Франция, 1861 год Wikimedia Commons

Say the Same Thing

Бодрая и быстрая игра для двоих, получившая свое название по видеоролику изобретательной рок-группы OK Go , из которого многие о ней узнали (музы-канты даже разработали мобильное приложение, помогающее играть в нее на расстоянии, — правда, в настоящее время оно недоступно). Смысл игры в том, что на счет раз-два-три каждый из игроков произносит произвольно выбранное им слово. Далее цель играющих — с помощью последовательных ассоциаций прийти к общему знаменателю: на следующие раз-два-три оба произносят слово, так или иначе связанное с предыдущими двумя, и так до тех пор, пока не случится желаемое совпадение. Предположим, что первый игрок сказал слово «дом», а второй — слово «колбаса»; в теории они могут совпасть уже совсем скоро, если на втором ходу после раз-два-три оба скажут «магазин». Но если один скажет «магазин», а другой — «холодильник» (чем не дом для колбасы?), то игра может затянуться, тем более что повторяться нельзя — ни магазин, ни холодильник уже не подойдут, и придется додумываться, скажем, до «рефрижератора» или «ИКЕИ». Если же первоначальные слова далеки друг от друга (к примеру, «бордюр» и «невесомость»), то игровой процесс становится совсем непредсказуемым.

Характеры

Игра для компании (идеальное количество игроков — от четырех до десяти), требующая от участников не только хорошего воображения, но и, желательно, мало-мальского актерского мастерства. Как обычно, один из игроков ненадолго покидает помещение, а пока его нет, остальные придумывают слово, коли-чество букв в котором совпадает с количеством оставшихся в комнате участ-ников. Далее буквы распределяются между игроками, и на каждую из них придумывается характер (поэтому слова, в которых есть «ъ», «ы» или «ь», не подходят). Пока слово не угадано, игроки ведут себя в соответствии с выбранным характером — задача ведущего понять, какие именно характеры изображают его партнеры, и восстановить загаданное слово. Представим, к примеру, что компания состоит из семи человек. Один уходит, остальные придумывают шестибуквенное слово «старик» и распределяют между собой роли: первый, скажем, будет с крытным, второй — т ерпеливым, третий — а вторитарным, четвертый — р адушным, пятый — и гривым и шестой — к оварным. Вернувшегося игрока встречает какофония голосов — компания «проживает» свои роли до тех пор, пока их не разгадают, а ведущий задает игрокам вопросы, помогающие раскрыть их образ. Единственное условие — как только ведущий произнесет верный характер — например, угадает ко-варного — тот должен признаться, что его инкогнито раскрыто, и объявить номер своей буквы (в слове «старик» — шестой).

Букварь «A. B. C. Trim, alphabet enchanté». Иллюстрации Берталя. Франция, 1861 год Wikimedia Commons

Узнай песню

Игра для компании от четырех-пяти человек. Ведущий удаляется, а остав-шиеся игроки выбирают известную песню и распределяют между собой ее слова — каждому по слову. Например, загадана песня «Пусть всегда будет солнце»: одному игроку достается слово «пусть», второму — «всегда», тре-тьему — «будет», четвертому — «солнце». Ведущий возращается и начинает задавать вопросы — самые разные и неожиданные: «Твой любимый город?», «Куда впадает Волга?», «Что делать и кто виноват?». Задача отвечающих — употре-бить в ответе свое слово и постараться сделать это так, чтобы оно не слишком выделялось; отвечать нужно быстро и не очень пространно, но не обязательно правдиво. Ответами на вопросы в данном случае могут быть, например, «Один город мне выбрать сложно, но пусть сегодня это будет Рио-де-Жанейро» или «Волга — в Каспийское, но так происходит не всегда , каждый третий год она впадает в Черное». Ведущий должен уловить, какое слово в ответе лишнее, и угадать песню. Часто играют со строчками из стихов, а не из песен.

Наводка

Игра для четырех человек, разбитых на пары (в принципе, пар может быть и три, и четыре). Механика предельно проста: первый игрок из первой пары шепчет на ухо первому игроку из второй пары слово (нарицательное суще-ствительное в единственном числе), далее они по очереди должны называть свои ассоциации с этим словом (в той же форме — нарицательные существи-тельные; однокоренные слова использовать нельзя). После каждой ассоциации партнер по команде того игрока, который ее озвучил, называет свое слово, пытаясь угадать, не оно ли было загадано изначально, — и так далее, пока задача не будет кем-то решена; при этом все уже прозвучавшие в игре ассоциации можно использовать в дальнейшем, добавляя при каждом ходе одну новую. К примеру, пусть в одной команде будут игроки A и B, в другой — C и D. Игрок A шепчет игроку C на ухо слово «старик». Игрок C вслух говорит своему партнеру D: «возраст». Если D сразу отвечает «старик», то пара C и D заработала очко, но если он говорит, к примеру, «юность», то ход переходит к игроку А, который, пользуясь словом «возраст», предложенным C (но отбро-сив не относящуюся к делу «юность» от D), говорит своему партнеру B: «возраст, мужчина». Теперь B, вероятно, угадает старика — и очко уже зарабо-тает его команда с A. Но если он говорит «подросток» (решив, что речь о воз-расте, когда мальчики превращаются в мужчин), то C, к которому внезапно вернулся ход, скажет «возраст, мужчина, восьмидесятилетие», и уж тут, вероятно, «старик» будет угадан. В одном из вариантов игры разрешается также «кричать»: это значит, что, внезапно догадавшись, что же имелось в виду, игрок может выкрикнуть вариант не в свой ход. Если он угадал, его команда получит очко, а вот если он поторопился с выводами, команда очка лишится. Играют обычно до пяти очков.

Букварь «A. B. C. Trim, alphabet enchanté». Иллюстрации Берталя. Франция, 1861 год Wikimedia Commons

МПС

Игра для большой компании. Здесь мы вынуждены предупредить читателей, что, увидев этот текст полностью, вы уже никогда не сможете водить — игра одноразовая.

Спойлер →

Сначала игрок, которому выпало водить, покидает комнату. Вернувшись, он должен узнать, что означает МПС, — заранее известно лишь то, что носи-тель этой таинственной аббревиатуры прямо сейчас присутствует в помеще-нии. Чтобы выяснить правильный ответ, водящий может задавать другим игрокам вопросы, ответы на которые должны формулироваться как «да» или «нет»: «У него светлые волосы?», «У него голубые глаза?», «Это мужчина?», «Он в джинсах?», «У него есть борода?»; причем каждый вопрос задается конкретному игроку, а не всем сразу. Скорее всего, довольно быстро станет понятно, что человека, отвечающего всем критериям, в комнате просто нет; соответственно, возникнет вопрос, по какому же принципу играющие дают ответы. «Вскрытие» этого принципа поможет ответить и на главный вопрос — что такое МПС. МПС — это вовсе не министерство путей сообщения, а м ой п равый с осед (то есть каждый игрок всегда описывает человека, сидящего справа от него). Другой вариант — КОП, к то о твечал п оследним (то есть каждый говорит о том, кто отвечал на предыдущий вопрос).

Контакт

Простая игра, в которую можно играть компанией от трех человек. Один загадывает слово (существительное, нарицательное, единственного числа) и называет вслух его первую букву, задача остальных — отгадать слово, вспоминая другие слова на эту букву, задавая о них вопросы и проверяя, не то ли загадал ведущий. Задача ведущего — как можно дольше не открывать игрокам следующие буквы в слове. К примеру, загадано слово на букву «д». Кто-то из игроков задает вопрос: «Это случайно не место, где мы живем?» Здесь и начинается самое интересное: ведущий должен как можно быстрее сообразить, что имеет в виду игрок, и сказать «Нет, это не „дом“» (ну, или, если это и был «дом», честно в этом признаться). Но параллельно о том же самом думают и другие игроки, и если они раньше ведущего понимают, что имеется в виду «дом», то говорят: «контакт» или «есть контакт», и начинают хором считать до десяти (пока идет счет, у ведущего все еще есть шанс спастись и угадать, о чем идет речь!), а затем называют слово. Если хотя бы двое совпали, то есть на счет десять хором сказали «дом», ведущий должен раскрыть следующую букву, и новый вариант отгадывающих будет уже начинаться на известные теперь буквы «д» + следующая. Если же обыграть на этом вопросе ведущего не удалось, то отгадывающие предлагают новый вариант. Разумеется, есть смысл усложнять дефиниции, а не спрашивать обо всем впрямую, — поэтому вопрос про «дом» лучше звучал бы как «Это не там, где восходит солнце?» (с отсылкой к знаменитой песне «Дом восходящего солнца» группы The Animals). Обычно тот, кто в конечном счете добирается до искомого слова (называет его или задает вопрос, приводящий к победе), становится следующим ведущим.

Букварь «A. B. C. Trim, alphabet enchanté». Иллюстрации Берталя. Франция, 1861 год Wikimedia Commons

Письменные игры

Энциклопедия

Не самая быстрая, но чрезвычайно увлекательная игра для компании от четы-рех человек — потребуются ручки, бумага и какой-нибудь энциклопедический словарь (желательно не ограниченный тематически — то есть БСЭ подойдет лучше, чем условная «биологическая энциклопедия»). Ведущий находит в энциклопедии слово, которое неизвестно никому из присутствующих (здесь остается уповать на их честность — но жульничать в этой игре неинтересно и непродуктивно). Задача каждого из игроков — написать энциклопедическое определение этого слова, придумав из головы его значение и по возможности замаскировав текст под реальную небольшую энциклопедическую статью. Ведущий тем временем аккуратно переписывает настоящую дефиницию из энциклопедии. После этого «статьи» перемешиваются и зачитываются ведущим в произвольном порядке, включая и настоящую, — а играющие голосуют за то, какой именно вариант им кажется наиболее убедительным. В конце концов происходит подсчет голосов и распределение очков. Любой игрок получает очко за верно угаданное настоящее определение и еще по од-ному очку за каждый голос, отданный другими участниками его собственному варианту. После этого листы раздаются обратно и разыгрывается новое сло-во — всего их должно быть примерно 6-10. В эту игру можно играть и коман-дами: придумывать мнимые определения коллективно. Похожим образом устроена игра «стихи» — но вместо сложного слова ведущий заранее выбирает две строчки из какого-нибудь малоизвестного стихотворения и предлагает участникам дописать четверостишия.

Игра из «Бесславных ублюдков»

Игра для компании любого размера, которую многие знали и до фильма Квен-тина Тарантино, но единого названия у нее нет. Каждый игрок придумывает для своего соседа роль (обычно это какой-нибудь известный человек), пишет ее на бумажке и приклеивает бумажку соседу на лоб: соответственно, все ви-дят, какая у кого роль, но не знают, кто же они сами. Задача участников — с помощью наводящих вопросов, ответы на которые формулируются как «да» или «нет» («Я историческая личность?», «Я деятель культуры?», «Я знамени-тый спортсмен?»), узнать, кем именно они являются. В такой форме, впрочем, игра довольно быстро себя исчерпывает, поэтому темы можно придумывать совершенно разные и вместо известных людей играть, например, в профессии (включая экзотические — «карусельщик», «таксидермист»), в кино- и литера-турных героев (можно смешивать их с реальными знаменитостями, но об этом лучше договориться заранее), в еду (один игрок будет ризотто, а другой, скажем, зелеными щами) и даже просто в предметы.

Букварь «A. B. C. Trim, alphabet enchanté». Иллюстрации Берталя. Франция, 1861 год Wikimedia Commons

Быки и коровы

Игра для двоих: один участник загадывает слово, причем заранее оговарива-ется, сколько в нем должно быть букв (обычно 4-5). Задача второго — отгадать это слово, называя другие четырех- или пятибуквенные слова; если какие-то буквы названного слова есть в загаданном, они называются коровами, а если у них совпадает и место внутри слова, то это быки. Представим, что загадано слово «чудак». Если отгадывающий говорит «точка», то получает от второго игрока ответ: «три коровы» (то есть буквы «ч», «к» и «а», которые есть и в «чу-даке», и в «точке», но в разных местах). Если затем он скажет «кочан», то полу-чит уже не трех коров, а двух коров и одного быка — поскольку буква «а» и в «чудаке», и в «кочане» находится на четвертой позиции. В итоге рано или поздно удается угадать слово, и игроки могут поменяться местами: теперь первый будет загадывать слово и подсчитывать быков с коровами, а второй — называть свои варианты и отслеживать, в какой степени они совпадают с загаданным. Можно и усложнить процесс, одновременно и загадывая свое слово, и угадывая слово противника.

Интеллект

Письменная игра для компании (но можно играть и вдвоем), состоящая из трех туров, каждый по пять минут. В первом игроки случайным образом набирают тринадцать букв (например, вслепую тыкая пальцем в книжную страницу) и затем составляют из них слова, причем только длинные — от пяти букв. Во втором туре требуется выбрать слог и вспомнить как можно больше слов, которые на него начинаются, можно использовать однокоренные (например, если выбран слог «дом», то подойдут слова «дом», «домра», «домна», «домен», «домовой», «домохозяйка» и т. п.). Наконец, в третьем туре вновь берется слог, но теперь нужно вспоминать не обыкновенные слова, а фамилии известных людей прошлого и настоящего, в которых он фигурирует, причем не обяза-тельно в начале, — то есть на слог «кар» подойдут и Карамзин, и Маккартни, и, например, Гамилькар. Важная деталь: так как этот кон провоцирует больше всего споров и жульничества, участники игры могут просить друг друга дока-зать, что этот человек действительно знаменитость, и тут нужно вспомнить хотя бы профессию и страну. Типичный диалог: «Как, вы не знаете Гамиль-кара? Но это же карфагенский полководец!» После каждого тура подсчиты-ваются очки: если то или иное слово совпало у всех играющих, оно просто вычеркивается, в остальных же случаях игрокам присуждается за него столько очков, сколько соперников не смогли его вспомнить. В первом туре можно еще добавлять очки за особенно длинные слова. По итогам туров нужно опреде-лять, кто занял первое, второе, третье и другие места, — и в финале игры эти места сложить. Цель — получить на выходе наименьшее число (к примеру, если вы были победителями всех трех туров, то у вас получится число 3 — 1+1+1, и вы чемпион; меньше не может быть чисто математически).

Букварь «A. B. C. Trim, alphabet enchanté». Иллюстрации Берталя. Франция, 1861 год Wikimedia Commons

Каркас

Игра для любого количества людей, которую придумал один из создателей шахматной программы «Каисса» и автор программы по поиску анаграмм Александр Битман. Сначала игроки выбирают несколько согласных — это будет каркас, скелет слова. Затем засекается время (две-три минуты), и игроки начи-нают «натягивать» на каркас гласные (а также «й», «ь», «ъ»), чтобы получились существующие слова. Согласные можно использовать в любом порядке, но только один раз, а гласные разрешено добавлять в любом количестве. К примеру, игроки выбирают буквы «т», «м», «н» — тогда им подойдут слова «туман», «манто», «мантия», «монета», «темень», «атаман», «немота» и другие. Побеждает тот, кто сможет придумать больше слов (как обычно, это должны быть нарицательные существительные в единственном числе). В игру можно играть даже с одной буквой — например, «л». Вокруг нее образуются слова «ил», «лай», «юла», «алоэ», «ель», а если договориться, что букву можно удваи-вать, — «аллея» и «лилия». Если стандартный «каркас» освоен, то задачей может быть сочинить целую фразу с одной согласной: хрестоматийный пример из книги Евгения Гика — «Бобби, убей боя и бей бабу у баобаба».

Цепочка слов

Игра для любого количества игроков. Многие знают ее под названием «Как сделать из мухи слона», а придумал ее писатель и математик Льюис Кэрролл, автор «Алисы». «Цепочка» основана на словах-метаграммах, то есть словах, различающихся лишь одной буквой. Задача игроков — превратить одно слово в другое с наименьшим количеством промежуточных звеньев. К примеру, сделаем из «лисы» «козу»: ЛИСА — ЛИПА — ЛАПА — КАПА — КАРА — КОРА — КОЗА. Интересно давать задания с сюжетом: чтобы «день» превратился в «ночь», «река» стала «морем». Известная цепочка, где «слон» вырастает из «мухи», получается за 16 ходов: МУХА — МУРА — ТУРА — ТАРА — КАРА — КАРЕ — КАФЕ — КАФР — КАЮР — КАЮК — КРЮК — УРЮК — УРОК — СРОК — СТОК — СТОН — СЛОН (пример Евгения Гика). Для тренировки можно посоревноваться в поиске метаграмм для какого-либо слова. К примеру, слово «тон» дает «сон», «фон», «ток», «том», «тан» и так далее — кто наберет больше вариантов, тот и выиграл.

Букварь «A. B. C. Trim, alphabet enchanté». Иллюстрации Берталя. Франция, 1861 год Wikimedia Commons

Шляпа

Игра для компании от четырех человек, требующая нехитрого инвентаря: ручек, бумаги и «шляпы» (подойдет и обыкновенный целлофановый пакет). Листы бумаги нужно разорвать на небольшие кусочки и раздать игрокам, количество кусочков зависит от того, сколько людей играет: чем больше компания, тем меньше приходится на каждого. Игроки пишут на бумажках слова (по одному на каждый кусочек бумаги) и бросают в «шляпу». Тут тоже есть варианты — можно играть просто со словами (существительное, нари-цательное, единственного числа), а можно с известными людьми или литера-турными персонажами. Затем участники делятся на команды — по два или больше человек в каждой; задача каждого — за 20 секунд (или 30, или мину-ту — хронометраж можно установить по собственному выбору) объяснить своим партнерам по команде наибольшее количество слов, произвольно вытащенных из «шляпы», не используя при этом однокоренные. Если водящий не смог объяснить какое-то слово, оно возвращается в шляпу и будет разыгра-но другой командой. В конце игры слова, отгаданные разными представителя-ми одной и той же команды, суммируются, их количество подсчитывается, и команде, у которой окажется больше бумажек, присуждается победа. Попу-лярный вариант игры: все то же самое, но в первый кон игроки объясняют слова (или описывают персонажей) устно, во второй — показывают панто-мимой, в третий — объясняют те же слова одним словом. А недавно появилась и настольная игра, где нужно не только объяснять и показывать, но и рисовать.

Телеграммы

Игра для любого количества игроков. Играющие выбирают слово, на каждую букву которого нужно будет придумать часть телеграммы — первая буква ста-нет началом первого слова, вторая — второго и так далее. К примеру, выбрано слово «вилка». Тогда телеграммой может стать следующее послание: «Верблюд исцелен. Лечу крокодила. Айболит». Еще один виток игры — добавление жан-ров. Каждый игрок получает задание написать не одну, а несколько телеграмм из одного и того же слова — деловую, поздравительную, романтическую (о ти-пах сообщений договариваются заранее). Телеграммы зачитываются вслух, выбирается следующее слово. 

Как известно, результативнее всего обучение и развитие детей происходит в игре. Детские словесные игры способствуют , внимания, памяти, воображения, мышления,обогащению словарного запаса . Поиграть с малышом в детские словесные игры можно где угодно: дома, на прогулке, в транспорте, в поликлинике, по дороге в . Словесные игры необходимо использовать как часть занятия по развитию речи. Можно включать их в викторины, а также, как элемент развлечения, в детские праздники. Предлагаю вашему вниманию несколько интересных словесных игр, которые подойдут для игр с детьми старшего дошкольного возраста с 5-7 лет.

«Новое слово». Назовите любое слово, например, «куст». Ребёнок должен придумать слово, начинающееся с последней буквы вашего слова. Например, «торт». Игра продолжается до тех пор, пока кто-либо из участников не повторится или не сможет дать свой вариант ответа.
«Ласковое слово». Предложите ребёнку превратить слова так, как в примере: дом – домик, стол -столик, заяц — зайчик, книга — книжечка, лиса — лисичка.

«Запретные слова». Попросите ребёнка ответить на вопрос, но так, чтобы он не произносил два запретных слова «хорошо» и «плохо».
— Как ты обычно ведёшь себя дома?
— Ты хорошо плаваешь?
— Как ты рисуешь?
— Как ты катаешься на коньках?
— Хорошо ли поступил мальчик, когда он отнял игрушку у малыша?
«Одним словом». Спросите ребёнка, как назвать одним словом:
— тарелки, чашки, сковородки, кастрюли? (Посуда)
— диван, кровать, стол, стул, шкаф? (Мебель)
— молоко, хлеб, мука, сыр, колбаса? (Продукты)
— валенки, сапоги, ботинки, сандалии, чешки? (Обувь)
— Самолёт, поезд, машина, трактор, корабль? (Транспорт)

В этой игре ребенок учится обобщать. Можно усложнить игру, называя в группе слов одно лишнее: яблок, груша, слива, огурец.Малыш должен отгадать лишнее слово и объяснить почему оно лишнее.

«Кто больше» . В этой игре необходимо придумать как можно больше прилагательных к любому существительному. Например Лето- теплое, солнечное, дождливое, ласковое, жаркое.

Также можно поставить задачу придумать к существительному глаголы: река-течет, бежит, журчит, бурлит.

«Отгадай» . Ребенок должен отгадать предмет по названию его частей:

кабина, кузов, руль, колеса, фары — машина;

голова, рога, туловище, хвост, вымя -корова.

«Придумай слово». Сможет ли ребёнок придумать слова, начинающиеся на слоги «ли» (лиса, листопад, лимон, липа, листья, лилипут, лилия, ливень), «ка» (каша, каска, капель, карась, камень, картина, калина, калитка, кастрюля), «ве» (весна, веник, ветер, верёвка, ведро, веселье, веер)? Сможет ли он придумать слова, заканчивающиеся на слог «са» (коса, оса, колбаса, лиса, принцесса, чудеса)? Вспомнит ли он слова, в которых встречается сочетание «ро» (король, корона, урок, трон, ромб, кров, стройка, роза, перо, метро, пирог)?

«Скажи наоборот». Назовите ребенку слово, например «холодный». Задача ребенка найти слово-антоним- противоположное по значению: «горячий; «лето-зима»; низкий-высокий»; плохо-хорошо».

«Найди ошибку». Прочитайте ребёнку предложение, спросите, из какой оно сказки и что в этом предложении не так.
— Жила-была коза. И было у неё семеро маленьких котят.
— Испекла мама пирожки и попросила дочку Синюю Шапочку отнести пирожки дедушке.
— Ниф Ниф построил себе стеклянный домик, Нуф-Нуф – хрустальный, Наф-Наф – кирпичный.
— Говорит печка: «Съешь мои пирожные – скажу, куда гуси-лебеди полетели».
— Опустил волк свой хвост в прорубь, сидит да приговаривает: «Мёрзни, мёрзни волчий хвост».

«Кочерга». Эта игра подойдет для детей старшего дошкольного возраста. Интереснее играть в нее с группой детей. Ребенок выбирает себе имя из кухонной утвори: кочерга, кастрюля, поварешка, тарелка, чашка, вилка и т.д. Взрослый задает вопросы:

«Как тебя зовут?»-Поварешка.

«А как зовут твою маму?»-Поварешка

«Что ты сегодня кушал?»-Поварешку

» С кем ты гулял?»- с Поварешкой

«Кто твои друзья?» -Поварешки.

Кроме того, что эта игра развеселит детей, она поможет научиться склонять предметы в роде, числе и падеже.

«Один-много». Взрослый называет слово, обозначающее один предмет, ребенок называет множественное число слова.

Ребенок-люди, медвежонок-медвежата, человек-люди.

«Слово-ассоциация». Назовите слово, допустим, «мёд», и спросите у ребёнка, что он представляет, когда слышит это слово? Например, ребёнок назовёт слово «пчела», тогда следующий игрок должен назвать свою ассоциацию, но к новому слову – например, «цветок». Эта детская словесная игра способствует развитию ассоциативного мышления и расширению словарного запаса .

Дидактические игры для детей 2-3 лет. Знакомство с шаром. Задания на развитие внимания у детей 3-4 лет Занятие по развитию речи. Домашние и дикие животные. Занятие по развитию речи. Овощи. Значение художественных произведений для детей раннего возраста Игры для развития фонематического слуха Игры и конкурсы для детей школьного возраста Как подготовить руку ребенка к письму Картинки к сказке «Кот, петух и лиса»
Кинетический песок для развития творческих способностей. Повторяй-ка. Онлайн-игра на развитие памяти
Польза рисования для детей Понятие времени для ребенка
Развиваем логическое мышление у детей

«Что за предмет?»

Цель: учить называть предмет и его описывать.

Ход. Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его (это мяч). Вначале игрушку описывает воспитатель: «Он круглый, синий, с жёлтой полосой и т.д.»

«Угадай игрушку»

Цель: формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание.

Ход. На обозрение выставляются 3-4 знакомые игрушки. Воспитатель сообщает: он обрисует игрушку, а задача играющих, прослушать и назвать этот предмет.

Примечание: сначала указываются 1-2 признака. Если дети затрудняются 3-4.

«Кто больше увидит и назовёт»

Цель: учить обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида игрушки.

Ход. Воспитатель: У нас в гостях кукла Оля. Оля любит, когда её хвалят, обращают внимание на её одежду. Доставим кукле удовольствие, опишем её платье, туфельки, носочки.

«Сорока»

Цель: соотносить глагол с действием, которое он обозначает и с субъектом, который это действие производил.

Материал: иголки, очки, мыло, звонок, щётка, утюг. Кисть, веник, игрушка – птица Сорока.

Ход. Воспитатель: Пока вы были дома, в детский сад прилетела сорока и собрала в свою сумку разные вещи. Давайте посмотрим, что она взяла

(Воспитатель раскладывает предметы)

Дети:

Сорока, сорока
Отдай нам мыльце

Сорока:

Не дам, не отдам
Возьму ваше мыльце
Отдам моему сорочонку умыться.

Дети:

Сорока, сорока
Отдай нам иголку!

Сорока:

Не дам, не отдам.
Возьму я иголку
Сорочку сошью своему сорочонку.

Дети:

Сорока, сорока,
Отдай нам очки

Сорока:

Не дам, не отдам.
Я сама без очков,
Прочесть не могу сорочонку стихов.

Дети:

Сорока, сорока.
Отдай нам звоночек.

Сорока:

Не дам, не отдам.
Возьму я звоночек.
Отдам сорочонку – звони мой, сыночек.

Воспитатель:

Ты, сорока, не спеши
Ты у деток попроси.
Все тебя они поймут.
Всё что надо подадут.

Воспитатель:

Что ты хочешь сделать, сорока? (Почистить, погладить, покрасить…)

Воспитатель:

Дети, что для этого нужно сороке?

(Дети называют и приносят все предметы) Сорока благодарит и улетает.

Цель: упражнять детей в чётком произношении слов.

Ход. Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше предметов, которые их окружают (назвать только те, что находится в поле их зрения) Воспитатель следит, чтобы дети правильно и чётко произносили слова, не повторялись. Когда малыши не смогут больше ничего назвать сами, воспитатель может задавать им наводящие вопросы: «Что висит на стене?» и т.д.

«Олины помощники»

Цель: образовывать форму мн. Числа глаголов.

Материал: кукла Оля.

Ход. — К нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я их вам покажу, а вы угадайте, кто эти помощники и что они помогают делать Оле.

Кукла идёт по столу. Воспитатель указывает на её ноги.

— Что это? (Это ноги)

— Они Олины помощники. Что они делают? (Ходят, прыгают, танцуют и т.д.)

«Разноцветный сундучок»

Цель: учить детей при согласовании существительных среднего (женского) рода с местоимением ориентироваться на окончание слова.

Материал: шкатулка, предметные картинки по количеству детей.

Ход. Воспитатель:

Я картинки положила

В разноцветный сундучок.

Ну-ка, Ира, загляни-ка,

Вынь картинку, назови.

Дети вынимают картинку и называют, что на ней изображено.

«Скажи, какой?»

Цель: Учить детей выделять признаки предмета.

Ход. Воспитатель (либо ребёнок) вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какой-либо признак этого предмета.

Если дети затрудняются, воспитатель помогает: «Это кубик. Какой он?»

«Волшебный кубик»

Игровой материал: кубики с картинками на каждой грани.

Правила игры. Ребёнок бросает кубик. Затем он должен изобразить то, что нарисовано на верхней грани, и произнести соответствующий звук.

Ход. Ребёнок вместе с воспитателем произносит: «Вертись, крутись, на бочок ложись», — и кидает кубик. На верхней грани – например, самолёт. Воспитатель спрашивает: «Что это?» и просит сымитировать гул самолёта. Аналогично разыгрываются и другие грани кубика

«Необычная песенка»

Правила игры. Ребёнок распевает гласные звуки на мотив любой знакомой ему мелодии.

Ход. Воспитатель. Однажды жуки, бабочки и кузнечики поспорили, кто лучше всех споёт песенку. Первыми выступили большие, толстые жуки. Они важно пели: О-О-О. (Дети пропевают мелодию на звук О). Затем выпорхнули бабочки. Они звонко и весело запели песенку. (Дети исполняют ту же мелодию, но на звук А). Последними вышли музыканты-кузнечики, они заиграли на скрипочках – И-И-И. (Дети напевают эту же мелодию на звук И). Тут на полянку вышли все и начали распевку со словами. И сразу же все жуки, бабочки, кузнечики поняли, что лучше всех поют наши девочки и мальчики.

«Эхо»

Правила игры. Педагог громко произносит любой гласный звук, а ребёнок повторяет его, но тихо.

Ход. Воспитатель громко говорит: А-А-А. ребёнок-эхо тихо отвечает: а-а-а. И так далее. Можно так же использовать сочетание гласные звуков: ау, уа, эа и т.д.

«Садовник и цветы»

Цель: закрепить знания детей о цветах (лесных ягодах, фруктах и т.д.)

Ход. Пять, шесть играющих сидят на стульях, расставленных по кругу. Это цветы. У них всех есть название (можно, чтобы играющие выбрали картинку-цветок; ведущему показывать нельзя). Ведущий-садовник говорит: «я так давно не видел чудесный белый цветок с жёлтым глазком, похожим на маленькое солнышко, не видел ромашку». Ромашка встаёт и делает шаг вперёд. Ромашка, поклонившись садовнику, говорит: «Благодарю Вас, дорогой садовник. Я счастлива, что вы захотели взглянуть именно на меня». Ромашка садится на другой стул. Игра продолжается до тех пор, пока садовник не перечислит все цветы.

«Кто больше действий назовёт»

Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.

Материал. Картинки: предметы одежды, самолёт, кукла, собака, солнце, дождь, снег.

Ход. Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках.

Например:

— Что можно сказать о самолёте? (летит, гудит, поднимается)

— Что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать)

— Что можно сказать о дожде? (идёт, капает, льёт, моросит, стучит по крыше)

И т.д.

«Козлята и волк»

Цель. Заканчивать сказку по её началу.

Материал. Фланелеграф и атрибуты к сказке «Коза с козлятами», зайчик

Ход. Воспитатель рассказывает начало сказки, демонстрируя фигурки персонажей.

Воспитатель: зайчик говорит….

Дети: не бойтесь меня, это я – маленький зайчик.

Воспитатель: Козлята угостили его….

Дети: морковкой, капустой…

Воспитатель: потом они стали…

И т.д.

«Разбуди кота»

Цель. Активизировать в речи детей наименование детёнышей животных.

Материал. Элементы костюма животных (шапочка)

Ход. Кто-то из детей получает роль кота. Он садится, закрыв глаза, (как бы спит), на стул в центре круга, а остальные, по желанию избрав роль какого-либо детёныша животного, образуют круг. Тот, на кого укажет жестом воспитатель, подаёт голос (издаёт звукоподражание, соответствующее персонажу).

Задача кота: назвать, кто его разбудил (петушок, лягушонок и т.д.). Если персонаж назван правильно, исполнители меняются местами, и игра продолжается.

«Ветерок»

Цель. Развитие фонематического слуха.

Ход. Дети встают в круг. Педагог произносит разные звуки. Если услышите звук, например, у, поднимите руки и медленно покружитесь.

Произносятся звуки у, и, а, о, у, и, у, а. Дети, услышав звук у, делают соответствующие движения

«Буратино-путешественник»

Цель. Ориентироваться в значении глаголов.

Материал. Кукла Буратино.

Ход. Буратино – путешественник. Он путешествует по многим детским садам. Он расскажет о своих путешествиях, а вы отгадаете, в каких комнатах детского сада или на улице он побывал.

— Зашёл в комнату, где дети засучивают рукава, намыливают руки, вытираются.

— Зевают, отдыхают, спят…

— Пляшут, поют, кружатся…

Был Буратино в детском саду, когда дети:

— приходят, здороваются… (Когда это бывает?)

— обедают, благодарят…

— одеваются, прощаются…

— лепят снежную бабу, катаются на санках

«Прятки»

Цель. Формирование морфологической стороны речи. Подвести детей к пониманию предлогов и наречий, имеющих пространственное значение (в, на, за, под, около, между, рядом, слева, справа)

Материал. Мелкие игрушки.

Ход. Изготовленные заранее игрушки воспитатель прячет в разных местах групповой комнаты, а затем, собрав вокруг себя детей. Сообщает им: «Меня известили, что у нас в группе поселились непрошенные гости. Следопыт, который вёл за ними наблюдение, пишет, что кто-то спрятался в верхнем правом ящике письменного стола. Кто пойдёт на поиски? Хорошо. Нашли? Молодцы! А кто-то спрятался в уголке игрушек, за шкафом (Поиски). Кто-то под кукольной кроватью; кто-то на столе; что стоит справа от меня»

Т.О. дети отыскивают всех непрошенных гостей, прячут их в коробочку и договариваются, что снова поиграют с их помощью в прятки.

«Почтальон принёс открытку»

Цель. Учить детей образовывать формы глагола в настоящем времени (рисует, танцует, бежит, скачет, лакает, поливает, мяукает, лает, гладит, барабанит и.д.)

Материал. Открытки с изображением людей и животных, выполняющих различные действия.

Ход. Игра проводится с небольшой подгруппой.

В дверь кто-то стучит.

Воспитатель: Ребята, нам почтальон принёс открытки. Сейчас мы их рассмотрим вместе. Кто на этой открытке нарисован? Правильно, Мишка. Что он делает? Да, барабанит. Эта открытка адресована Оле. Оля, запомни свою открытку. Вот эта открытка адресована Паше. Кто здесь изображен? А что он делает? И, ты, Петя, запомни свою открытку.

Т.О. рассматриваются 4-5 штук. И те, кому они адресованы, должны правильно назвать действия персонажа и запомнить изображение.

Воспитатель: Теперь я проверю, запомнили ли вы свои открытки? Снеговики танцуют. Чья эта открытка? И т.д.

«Закончи предложение» (употребление сложноподчинённых предложений)

— Мама положила хлеб… куда? (в хлебницу)

— Брат насыпал сахар… куда? (в сахарницу)

— Бабушка сделала вкусный салат и положила его… куда? (в салатницу)

— Папа принёс конфеты и положил их … куда? (в конфетницу)

— Марина не пошла сегодня в школу, потому что… (заболела)

— Мы включили обогреватели, потому что… (стало холодно)

— Я не хочу спать, потому что… (ещё рано)

— Мы поедем завтра в лес, если… (будет хорошая погода)

— Мама пошла на рынок, чтобы… (купить продукты)

— Кошка забралась на дерево, чтобы… (спастись от собаки)

«Режим дня»

8-10 сюжетных или схематических картинок о режиме дня. Предложить рассмотреть, а затем расположить в определённой последовательности и объяснить.

«Кому угощение?» (употребление трудных форм существительных)

Воспитатель говорит, что в корзинке подарки для зверей, но боится перепутать кому что. Просит помочь. Предлагаются картинки с изображением медведя, птиц — гусей, кур, лебедей, лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона. Кому мёд? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты?

«Назови три слова» (активизация словаря)

Дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.

— Что можно купить? (платье, костюм, брюки)

«Кто кем хочет стать?»

(употребление трудных форм глагола)

Детям предлагаются сюжетные картинки с изображением трудовых действий. Чем заняты мальчики? (Мальчики хотят сделать макет самолёта) Кем они хотят стать? (Они хотят стать лётчиками). Детям предлагается придумать предложение со словом хотим или хочу.

«Зоопарк» (развитие связной речи).

Дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать своё животное, не называя его, по такому плану:

  1. Внешний вид;
  2. Чем питается.

Для игры используются «игровые часы». Вначале крутят стрелку. На кого она укажет, тот начинает рассказ. Затем вращением стрелки определяют, кто должен отгадывать описываемое животное.

«Сравни предметы» (на развитие наблюдательности, уточнение словаря за счёт названий деталей и частей предметов, их качеств).

В игре можно использовать как вещи и игрушки, одинаковые по названию, но отличающиеся какими-то признаками или деталями, так и парные предметные картинки. Например, два ведра, два фартука, две рубашки, две ложки и т.д.

Взрослый сообщает, что в детский сад прислали посылку. Что же это? Достаёт вещи. «Сейчас мы их внимательно рассмотрим. Я буду рассказывать об одной вещи, а кто-то из вас — о другой. Рассказывать будем по очереди».

Например: Взрослый: «У меня нарядный фартук».

Ребёнок: «У меня рабочий фартук».

Взрослый: «Он белого цвета в красный горошек».

Ребёнок: «А мой — тёмно-синего цвета».

Взрослый: «Мой украшен кружевными оборками».

Ребёнок: «А мой — красной лентой».

Взрослый: «У этого фартука по бокам два кармана».

Ребёнок: «А у этого — один большой на груди».

Взрослый: «На этих карманах — узор из цветов».

Ребёнок: «А на этом нарисованы инструменты».

Взрослый: «В этом фартуке накрывают на стол».

Ребёнок: «А этот одевают для работы в мастерской».

«Кто кем был или что чем было»

(активизация словаря и расширение знаний об окружающем).

Кем или чем раньше был цыплёнок (яйцом), лошадь (жеребёнком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), ботинки (кожей), рубашка (тканью), рыба (икринкой), шкаф (доской), хлеб (мукой), велосипед (железом), свитер (шерстью) и т.д.?

«Назови как можно больше предметов»

(активизация словаря, развитие внимания).

Дети становятся в ряд, им предлагается по очереди называть предметы, которые их окружают. Назвавший слово — делает шаг вперёд. Выигрывает тот, кто правильно и чётко произносил слова и назвал большее количество предметов, не повторяясь, и таким образом оказался впереди всех.

«Подбери рифму» (развивает фонематический слух).

Воспитатель объясняет, что все слова звучат по-разному, но есть среди них и такие, которые звучат немножко похоже. Предлагает помочь подобрать слово.

По дороге шёл жучок,
Песню пел в траве … (сверчок).

Можно использовать любые стихи или отдельные рифмы.

«Назови части предмета»

(обогащение словаря, развитие умения соотносить предмет и его части).

Воспитатель показывает картинки с изображением дома, грузовика, дерева, птицы и т.д.

I вариант: дети по очереди называют части предметов.

II вариант: каждый ребёнок получает рисунок и сам называет все части.

Опубликовано 26 октября 2015 - 20:52 пользователем admin

Вашему вниманию предлагаются словесные игры для старших дошкольников с общим недоразвитием речи на тему зима, зимние явления, зимние развлечения, зимняя одежда, которые логопеды и другие педагоги ДОУ могут применять на своих занятиях . Родители также могут использовать данный материал при организации самостоятельной работы по развитию речи у детей . Все игры снабжены необходимым иллюстративным дидактическим материалом.

Тема: Зима и ее признаки. Зимняя одежда и обувь.

Игра «Какой? Какая? Какие?»

Развивать внимание, воображение, восприятие, логическое мышление, память, речь у дошкольников.

Воспитывать познавательный интерес к состоянию природных явлений зимой.

Упражнять в подборе прилагательных к существительным.

ХОД ИГРЫ.

Педагог предлагает детям рассмотреть иллюстрации, на которых изображены зимние пейзажи. Просим детей подобрать как можно больше слов, которые отвечают на вопрос «Какой? Какая? Какие?». За правильно подобранное слово ребенок получает фант. По количеству фантов определяем победителя.

Например: солнце (какое?) ...; небо (какое?) ...; снег (какой?) ...; погода (какая?) ...; воздух (какой?) ...; ветер (какой?) ...; день (какой?) ...; каток (какой?) ...; узоры (какие?) ...

Игра «Что делать? Что делают?»

Развивать наблюдательность, внимание, воображение, память, логическое мышление, речь.

Воспитывать познавательный интерес, выдержку, исполнительность.

Упражнять в подборе глаголов к существительным, согласовывать их в роде, числе и падеже.

Активизировать словарный запас глаголов.

МАТЕРИАЛ: фанты-снежинки, иллюстрации с изображением зимних пейзажей.

ХОД ИГРЫ.

Дети рассматривают иллюстрации с изображенными на них зимними пейзажами. Педагог предлагает подобрать к предложенным существительным слова-действия, отвечающие на вопрос «Что делать? Что делают?». За правильно подобранное слово ребенок получает фант. По количеству фантов определяется победитель. Например: снег (что делает?) ...; снежинки (что делают?) ...; мороз (что делает?) ...; птицы (что делают?) ...; люди (делают?) ...; дети (делают?) ...; ветер (что делает?) ...

Игра «Кто? Что? »

Развивать воображение, наблюдательность, воображение, память, логическое мышление, речь.

Воспитывать выдержку, исполнительность, желание общаться.

Упражнять в подборе существительных, согласовывать их в роде, числе и падеже.

МАТЕРИАЛ: фанты-снежинки, иллюстрации с изображением зимних пейзажей.

ХОД ИГРЫ.

Дети рассматривают иллюстрации с изображением зимних пейзажей. Педагог предлагает назвать «кто? что?» может выполнять названное действие. За правильно подобранное слово, ребенок получает фант. По количеству фантов определяется победитель.

Например: наступает какое время года (что?) ...; замерзает (что?) ...; свистит, дует (что?) ...; бушует (что?) ...; кружит (что?) ...; сверкает (что?) ...; лежит (что?) ...; лепят (что?) ...; катаются (кто?) ...; падает (что?) ...

Игра «Назови части одежды».

Воспитывать познавательный интерес к предметам зимней одежды.

Упражнять в выделении и назывании частей предмета по теме «Зимняя одежда ».

МАТЕРИАЛ: предметы зимней одежды или картинки с изображениями зимней одежды, сумка.

ХОД ИГРЫ.

Педагог демонстрирует детям мешочек с зимней одеждой. Предлагаем ребенку вынуть предмет одежды из сумки и назвать его части. Если ребенок не смог назвать части предмета, то предмет помещаем в сумку. Например: куртка - рукава, спинка, капюшон, два кармана, молния, кнопки; шуба - спинка, два рукава, капюшон, пуговицы, два кармана; кофта - ….; свитер - …….; брюки - две штанины, пояс, два кармана...

Игра «Что из чего?»

Развивать внимание, воображение, логическое мышление, наблюдательность, память, речь.

Воспитывать познавательный интерес к предметам зимней одежды и обуви.

Упражнять в названии материала, из которого изготовлен предмет.

Активизировать словарный запас существительных.

МАТЕРИАЛ: картинки с изображенными предметами зимней одежды и обуви.

ХОД ИГРЫ.

Педагог сообщает детям, что предметы одежды и обуви изготавливают из разного материала. В зависимости, из какого материала изготовлен предмет, можно назвать «Какой он?». Каждый ребенок получает картинку с изображением одежды и обуви. Педагог называет предмет, а ребенок, отыскав у себя такой предмет, называет, из чего он изготовлен. Если ребенок правильно нашел у себя картинку и назвал материал, из которого изготовлен предмет, то переворачивает картинку изображением вниз. Например: меховая шуба - из меха; шерстяные брюки - из шерсти; шерстяной свитер - из шерсти; кожаные сапоги - из кожи; меховая шапка - из меха; шерстяная шапка - из шерсти...

Грамматический строй речи.

Игра «Что из чего? Какой? Какая?»

Воспитывать познавательный интерес к предметам одежды и обуви, бережное и бережное отношение к ним.

Упражнять в словообразовании прилагательных от существительных.

МАТЕРИАЛ: предметы зимней одежды и обуви или картинки с их изображением, фанты-снежинки.

ХОД ИГРЫ.

Каждый ребенок получает предметы зимней одежды и обуви. Педагог называет предмет и материал, из которого он изготовлен. Ребенок ищет у себя названный предмет. Кто нашел у себя названный предмет, должен назвать словосочетания прилагательного с существительным, то есть ответить на вопрос «Какой?», «Какая?», «Какое?». За правильный ответ ребенок получает фант. Например: шуба из меха - меховая шуба; курточка на пуху - пуховая курточка; брюки из шерсти - шерстяные брюки, перчатки из шерсти - шерстяные перчатки; сапоги из кожи - кожаные сапоги; шапка из меха - меховая шапка.

Игра «Что без чего?»

Развивать воображение, внимание, наблюдательность, логическое мышление, память, речь.

Воспитывать бережное и бережное отношение к предметам зимней одежды и обуви.

Упражнять в употреблении форм существительных родительного падежа по теме «Зимняя одежда и обувь».

МАТЕРИАЛ: картинки с изображением предметов одежды, которые надо ремонтировать, сумка.

ХОД ИГРЫ.

Педагог сообщает, что одежда и обувь иногда могут потребовать ремонта. Люди их относят в ателье, где мастер искусно ремонтирует вещь. Предлагаем ребенку из сумки вынуть карточку и ответить на вопрос «Что без чего?».

Например: кофта без пуговицы, курточка без рукава, шапка без завязки, брюки без пояса, рукавица без пальца, курточка без капюшона, сапог без подошвы...

Игра «Что в магазине?»

Развивать воображение, внимание, память, логическое мышление речи.

Упражнять в различении форм существительных единственного и множественного числа.

Воспитывать познавательный интерес, бережное отношение.

Употреблять формы существительных в родительном падеже.

МАТЕРИАЛ: картинки с изображением предметов зимней одежды и обуви.

ХОД ИГРЫ.

На столе размещены картинки с изображением зимней одежды и обуви. Сообщаем, что в магазине продается не один предмет одежды, а несколько. Предлагаем ребенку назвать предмет, если он один, и если их несколько.

Вариант №1.

Например: У меня шарф, а в магазине шарфы. У меня кофта, а в магазине кофты. У меня штаны и в магазине брюки. У меня свитер, а в магазине свитера. У меня сапоги и в магазине сапоги. У меня платок, а в магазине платки...

Вариант №2.

Например: У меня шарф, а в магазине много шарфов. У меня куртка, а в магазине много курток. У меня пара сапог, а в магазине много пар сапог. У меня свитер, а в магазине много свитеров...

Игра «Назови ласково».

Развивать воображение, внимание, логическое мышление, память, наблюдательность, речь.

Воспитывать бережливость, заботливость.

Упражнять в употреблении уменьшительно-ласкательных форм существительных и прилагательных, согласовывать их в роде, числе и падеже.

МАТЕРИАЛ: картинки с изображением предметов одежды и обуви, фанты-снежинки.

ХОД ИГРЫ.

Педагог демонстрирует картинку предмета одежды и предлагает детям назвать ласково оба слова, поскольку они называют предметы одежды кукольного, уменьшенного размера. За правильный ответ ребенок получает фант. По количеству фантов определяем победителя. Например: красная шапка - красненькая шапочка, зеленая куртка - зелененькая курточка, черные брюки - черненькие брючки, теплая шуба - тепленькая шубка...

Связная речь.

Игра «Расскажи обо мне».

Развивать воображение, внимание, память, логическое мышление, речь.

Воспитывать исполнительность, умение общаться.

Составление описательного рассказа о предметах зимней одежды по схеме или плану.

Упражнять в составлении простых предложений, согласовывая слова в роде, числе и падеже.

Логически правильно строить свое высказывание.

МАТЕРИАЛ: предметы зимней одежды или картинки с их изображением, сумка, схема-пиктограмма для описания предметов одежды.

ХОД ИГРЫ.

Педагог предлагает детям рассказать о предметах одежды, которые находятся в сумке. Ребенок вынимает из сумки предмет и описывает его, придерживаясь такой схемы. Например: а) цвет; б) материал из которого изготовлен предмет; в) из каких частей состоит; г) сезонность одежды (в какое время года его можно носить) д) для кого он предназначен (мужской, женский, детский) е) какие действия с ним можно выполнять.

«Описательный рассказ о зиме».

Развивать внимание, воображение, логическое мышление, память, наблюдательность, речь.

Воспитывать познавательный интерес, желание общаться.

Составлять описательный рассказ, соблюдая схемы-пиктограммы.

Упражнять в логическом изложении своих мыслей.

Грамматически правильно строить простые предложения, согласовывая слова в роде, числе и падеже.

МАТЕРИАЛ: картинки с изображением зимних пейзажей, схема - пиктограмма для описания времен года.

Педагог предлагает ребенку составить описательный рассказ по предложенной картинке с изображением зимы, опираясь на схему-пиктограмму. Например: а) солнце (рассказ о солнце) б) небо (каким бывает небо) в) земля (как выглядит земля) г) деревья; е) люди (одежда, которую носят люди) е) животные (изменения в жизни животных с изменением времени года); ж) птицы (сезонные изменения в жизни птиц) з) развлечения детей.

Зимние развлечения.

Игра «Найди лишний предмет»

Развивать внимание, восприятие, память, логическое мышление, речь.

Воспитывать познавательную активность к предметам для зимних развлечений.

Упражнять в классификации предметов и выделении лишнего предмета, который не относится к определенной группе предметов.

Уметь объяснить свой ​​выбор.

МАТЕРИАЛ: предметные картинки с изображением предметов для зимних развлечений и в другие времена года.

ХОД ИГРЫ.

Педагог предлагает детям рассмотреть несколько картинок, среди которых одна картинка изображает предмет, который не относится к группе предметов, изображенных на картинках. Дети показывают лишнюю картинку и объясняют, почему она «лишняя». Например: санки, коньки, сачок, ведро; лыжи, шлем, клюшка, мяч; клуба, клюшка, волан, велосипед...

Игра «Назови лишнее слово»

Развивать восприятие, внимание, воображение, память, речь.

Воспитывать выдержку, заинтересованность.

Уметь объяснить свой ​​выбор.

ХОД ИГРЫ.

Педагог называет слова и предлагает детям на слух определить «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее». Например: лыжи, санки, палки, мяч; сачок, ведро, коньки, клюшка; санки, клюшка, велосипед, лыжи; скакалка, палки, коньки, санки...

Грамматический строй речи.

Игра «Лыжные гонки».

Развивать воображение, внимание, наблюдательность, память, логическое мышление.

Воспитывать интерес, положительные эмоции.

Упражнять в согласовании числительных с существительными в роде, числе и падеже.

МАТЕРИАЛ: силуэтные изображения мальчиков, девочек, лыжи красного и голубого цветов, палки.

ХОД ИГРЫ.

Педагог предлагает детям разложить к силуэтам девочек красные лыжи с палками, а мальчикам - голубые. Ребенок называет, сколько мальчиков и сколько девочек спускаются с горки на лыжах. Например: три девочки, пятеро ребят, шестеро девочек, четверо ребят...

Игра «Веселый спуск»

ЦЕЛЬ: Развивать наблюдательность, внимание, воображение, память, логическое мышление, речь. Воспитывать положительные эмоции. Упражнять детей в согласовании собирательных числительных с существительными в роде, числе и падеже.

МАТЕРИАЛ: силуэтные изображения девочек, мальчиков, санки.

ХОД ИГРЫ.

Педагог предлагает детям на санках разместить различное количество силуэтов детей. Сообщаем, что дети выстроились с салазками друг за другом на горке. Предлагаем ответить на предложенные вопросы.

Например: Сколько детей сидит на вторых санях? (На вторых санях сидит две девочки.)

Сколько детей катаются на четвертых санях? (на четвертых санях катаются четверо ребят.)

Сколько детей сидит на первых санях? (На первых санях сидит две девочки и один мальчик.) ...

Игра «Закончи предложения»

Развивать воображение, внимание, логическое мышление, восприятие, память, речь.

Воспитывать интерес к зимним развлечениям.

Закрепить употребление сложноподчиненных предложений союзом «чтобы».

МАТЕРИАЛ: иллюстрации по теме «Зимние развлечения».

ХОД ИГРЫ.

Педагог предлагает детям рассмотреть иллюстрации с зимними развлечениями детей. Дети отвечают на поставленные вопросы сложноподчиненным предложением используя союз «чтобы». Например:

Для чего мальчик взял санки? (Мальчик взял санки, чтобы кататься с горы.)

Для чего дети поливают горку водой? (Дети поливают горку, чтобы она была скользкая.)

Для чего мальчик взял клюшку и шайбу? (Мальчик взял клюшку и шайбу, чтобы поиграть в хоккей.)

Для чего девочка надела шубу? (Девочка надела шубу, чтобы ей было тепло.) ...

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «gamemodx.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «gamemodx.ru»